Анна Горбунова
Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге, дошли и до наших времен. Современная акварельная живопись возникла сравнительно недавно: в конце 18 - начале 19 века. В средние века в Западной Европе и на Руси с помощью акварели украшали церковные книги, а позже использовали ее в миниатюрной живописи, при ручной раскраске печатных книг. Чистая акварель, т. е. без примеси белил, стала широко применяться уже в начале 15 века. Она обладает определенными качествами: прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости, чистота цвета.
Публикация «Статья на тему: „Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников“» размещена в разделах
Иногда акварельные краски называют водяными красками, т. к. в переводе с латинского «аква» - это вода. На самом же деле краски приготовляются из светопрочных красителей и связующих, а вода является только разбавителем этих красок.
Для выполнения рисунка под акварель существуют некоторые требования:
- производить работу акварелью можно либо по заранее
выполненному карандашом рисунку, либо сразу выполнять рисунок
кистью;
- контур должен быть легким, не должно быть жирных темных
линий, которые будут просвечивать, и мешать восприятию цвета;
- нельзя злоупотреблять резинкой, т. к. при стирании нарушается целостность бумаги, и
краска плохо на нее ложится;
- бумагу необходимо использовать специально предназначенную для акварельной живописи,
плотную, с зернистой поверхностью;
- идеальными для работы в акварельной живописи считаются круглые кисти с мягкой ворсой.
Уже в детском саду дети знакомятся с акварельной живописью и в основном рисуют акварелью. В процессе этих занятий, с детьми можно освоить множество технических приемов акварельной живописи, таких как:
- техника монотипии,
- техника работы по сырому слою,
- техника письма с восковой свечой,
- техника письма с солью,
- техника широкого раздельного мазка,
- техника работы тонкой кистью, точками,
- техника работы «тычком» и пальцами,
- техника работы тонким вертикальным штрихом,
1. Техника монотипия – это техника печати со стекла : на стекле выполняется готовое изображение, а затем делается оттиск, может регулироваться. Изображение, полученное на бумаге может иметь неожиданные растеки. Как только работа высохнет ее можно доделать с помощью кисти. Существует и другой вариант монотипии – «неуправляемая» монотипия, в этом случае стекло покрывается сплошным красочным слоем густой и влажной краски, после чего печатается на разных сортах бумаги. От качества бумаги, от количества и влажности краски зависит качество моно типического оттиска. В процессе снятия бумаги со стекла, ею можно по-разному манипулировать, и тем самым достичь различных результатов в оттиске. На полученных оттисках можно разглядеть подобие пейзажных композиций. После просушивания наступает момент композиционного оформления изображения. На этом этапе необходимо найти тот оттиск, который больше остальных похож на пейзаж, и немного его дорисовать.
Художественное развитие. В процессе поиска кадра для законченной композиции развивается воссоздающее воображение ребенка, и формируется его композиционное мышление. Развитию творческого воображения, ассоциативного мышления и фантазии ребенка, способствует необходимость найти в оттиске законченное изображение. Благодаря этой технике в сознании ребенка появляются представления о том, что живописное изображение не обязательно должно быть четко обрисованным, что изображение «плывущими» красками иногда более выразительно, чем сухой раскрашенный рисунок. После этого у детей начинает изменяться отношение к акварельной живописи, к ее восприятию и процессу изображения.
2. Техника работы по сырому слою. Данная техника заключается в письме большим количеством набранной на кисть краски по сырому, слегка «подвяленному» слою бумаги. На сырой бумаге, краска легко растекается и свободно вливается друг в друга, при этом создается ощущение размытости, тумана, потоков дождя. Данная техника считается красивой, но достаточно трудной в управлении, которое осуществляется при помощи сухой кисти или губки. После того, как ребенок попробует хотя бы раз писать по – сырому слою, он перестает бояться других технических приемов.
Художественное развитие. Для работы в данной технике от ребенка требуется проявление: смелости, решительности, экспериментаторских качеств, а так же способностей к целостному охвату плоскости картины и к целостному видению. Спрогнозировать результаты работы, здесь почти невозможно, т. к. ребенок вполне может перестроить свой первоначальный замысел в зависимости оттого, что у него будет получаться в ходе работы. Такая способность ребенка развивает его мобильность, динамику построения изображения, фантазию и мышление в целом.
3. Техника письма с восковой свечой похожа на волшебство. Заключается она в том, чтобы по слегка намеченному рисунку прорисовать свечой те места, которые должны будут остаться нетронутыми краской, а затем залить рисунок цветовыми тонами, в зависимости от задуманного живописного решения.
Художественное развитие. Благодаря спокойной и размеренной обстановке, в данной технике у ребенка развиваются экспериментальные способности и способности к последовательному и систематическому построению работы.
4. Техника работы с солью. Заключается она в том, что на нанесенный влажный слой акварельной краски рассыпают сухие крупинки поваренной соли, вокруг которых создаются неповторимые живописные разводы.
Художественное развитие. Данная техника готовит ребенка к принятию неожиданного эффекта, включению его в уже имеющийся замысел, а также к умению быстро скорректировать этот замысел. Тем самым она способствует развитию творческого и воссоздающего мышления, активности, любознательности ребенка.
5. Техника широкого раздельного мазка. На кисть набирается небольшое количество краски насыщенного цвета и по заданному рисунку накладывается мазками на бумагу, так, чтобы между мазками оставались просветы белой бумаги. Это необходимо для погашения насыщенного тона мазков. Данная техника вполне управляема. Работы, получаются необычными и декоративными, что позволяет охарактеризовать данную работу как элемент дизайна.
Художественное развитие. Развивается ощущение пластики предмета, смелость, ощущение цвета и динамизм.
6. Техника работы тонкой кистью, точками. Эту технику иначе называют «пуантидиетической». Заключается она в нанесении красок на поверхность бумаги, по заданному рисунку, точками с помощью тонкой кисточки. С небольшого расстояния рядом положенные точки сливаются в единое целое, образуя ощущение воздуха, пространственной поглощенности. В этой технике можно исправлять изображение. В какой-то мере она является антиподом к технике монотипии.
Художественное развитие. От ребенка здесь требуется скрупулезность, терпение, аккуратность, умение долго удерживать целостное видение предмета.
7. Техника работы «тычком» и пальцами. Эта техника аналогична предыдущей, разница только в инструментах и в объеме выполняемых ими точек (пятен). Она может пригодиться, если вдруг под рукой не окажется кисточки. Данная техника существует еще с древних времен, наверное потому, что кисточка еще не была тогда изобретена, либо не для всех было доступно ее приобретение. И, как нам известно, дети любого возраста с огромным удовольствием запустят свои ручонки в краски и будут ими рисовать, создавая прекрасные живописные произведения.
Художественное развитие. При выполнении рисунков в данной технике, в сознании ребенка навсегда откладывается понятие, что рисовать можно всегда и везде и чем угодно, было бы желание. Эта техника создает непринужденную обстановку в группе, раскрепощает детей и помогает им перевести на рисунок все свои творческие и художественные способности.
8. Техника работы тонким вертикальным штрихом. Рисунки в данной технике выполняются очень тонкими, насыщенными мазками. Мазки накладываются вертикально, создавая эффект дождя. За счет ощущения размытости пространства, легкой декоративности, работы выглядят замечательно, а главное легки в исполнении.
Художественное развитие. Благодаря этой технике у детей развивается аккуратность, тщательность в работе, а также формирует чувство цвета и целостности формы.