Коротнева Марина
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте.
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество.
Публикация «Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Еще Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Современные исследования Р. Е. Левиной, А. П. Усовой, М. И. Лиси-ной и многих других специалистов подчеркивали важность развития речи с использованием разных методических средств. Одним из эффективных средств является театрализованная деятельность.
В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения поступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.
Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Мы часто сталкиваемся с проблемой нежелания ребенком, выполнять задания, действия нужные для нас. И в этом плане обучение по жестким правилам - малоэффективно. Необходимо, чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».
Таким образом, нужна действенная мотивация, для получения новых знаний.
Поэтому для повышения качества общеразвивающей и коррекционной работы необходимо применять более разнообразные методы подачи материала и закрепления его.
Как нам всем хорошо известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра, является одним из ее видов. Необходимо более полно использовать потенциал театрализованной игры. Чаще всего театрализованная деятельность применяется главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.
А ведь любая театрализованная деятельностьс различными видами театра (театр бибабо, пальчиковый театр, теневой театр, театр на палочке, плоскостной, настольный, театр на перчатке и др.) помогают педагогам ре-шать общеобразовательные и коррекционные задачи.
Выделим приоритетные направления, которые мы решаем посредством театрализованной деятельности :
• автоматизация звуков речи;
• развитие фонематического слуха;
• формирование и совершенствование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса.
• развитие просодической стороны речи (достаточное выдох, нормальный тембр и умение варьировать интонациями);
• развитие речевого дыхания (умение проговаривать длинные фразы и правильно брать вдох);
• развитие связной речи (монологической, диалогической, умение сочинять небольшие рассказы и сказки);
Так же театральная деятельность способствует развитию :
психофизических способностей (мимики, пантомимики);
психических процессов (воображению, вниманию, мышлению, памяти);
творческих способностей (перевоплощению, импровизации).
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра, маски, элементы костюмов. Все это провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей – монологов, ведение диалогов. Дети имеют возможность са-мим вносить в текст поправки или дополнения. А педагог обучает, корректирует, исправляет, дополняет высказывание ребенка в соответствии со своей целью.
Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.
Тексты сказок, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.
Работу необходимо строить по принципу от простого к сложному.
На 1 этапе детей имеющих более сложные речевые наруше-ния,обучаем разыгрывать знакомые, короткие сказки, с простым сюжетом т. к. «Колобок», «Рукавичка», «Соломенный бычок» и т. п.
На этом этапе необходимо обучать некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуют разыгрывать сценки по литературным произведениям, например, А. Барто «Игрушки».
Затем задача усложняется, переходим к менее известным произведениям (например, Сутеева «Грибок», более сложным, к адаптированнным рассказам.
В дальнейшем, педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности (интонацию, мимику, жесты, подбирать атрибуты). Детей необходимо подводить к идеи о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Например: зайца можно показать беззащитным, несчастным, бедным. А можно показать умным, смелым, находчивым и т. д. Тем самым, мы учим детей импровизировать.
Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Пред-ставьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками и т. д.
Используются мимические этюды (показ доброго героя, злого, хитрого и т. д.).
Этюды на память физических действий (покажите, как порхает бабочка, ходит медведь и т. д.).
И ребенок постепенно овладевает умением импровизации, умением придумывать свои новые действия, мимику, интонацию, дает новый характер своим героям и придумывать свое окончание сказки.
Педагоги помогают распределять роли, учитывая возможности речевой нагрузки для каждого ребенка, в определенный период логопедической работы. Иногда очень важно предоставить возможность выступить ребенку наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать почувствовать свою состоятельность, поверить в свои силы.
Педагоги ни просто вносят в театрализованный уголок новые виды театра, а знакомят с ними детей, тем самым формируют иподдерживают интерес к театрализованной деятельности.
Для того, чтобы дети не допускали смысловых пропусков в сю-жетной линии сказки, рассказа, им предлагают мнемотаблицы, пиктограммы.
Чтобы дети лучше понимали характер персонажа, содержание, эффективно использовать прием, «эмоции на картинке» (это изображение лиц с разными эмоциями).
Прием «нравственная лесенка» - более точно показывает эмоциональное отношение ребенка к персонажам, при обсуждении (на какую ступеньку ты поставишь злого волка, храброго петушка и т. д.).
У детей с нарушением речи часто наблюдается перенапряжение «за-жим» всех или отдельных групп мышц или расслабленность «развязность» движений. Для этого используем пластические игры, этюды «Мороженое», «Деревянный человек».
Хотелось бы вспомнить и отметить «пальчиковый театр», «театр бибабо», которые развивают мелкую моторику, тем самым стимулируют речевые отделы мозга, отвечающие за функцию речи.
В любой режимный момент очень удобно проводить «театрализованные логоминутки» с различными играми и упражнениями:
• упражнения на формирование и совершенствование грамматического строя речи;
• упражнение наразвитие физиологического и речевого дыхания;
• артикуляторные упражнения (гимнастика);
• дикционные и интонационные упражнения;
• упражнения навыработка мягкой атаки голоса (слаженная работа голосовых связок и выдоха).
Например: игра «Сказочный язык героев» (слоговые упражнения, «Отхлопай слово», проговаривания скороговорок. В игровой форме выполнять артикуляционные упражнения (покажи обезьянку, покажи бульдога, как обезьянка прячет банан за щекой, подуем на снежинку, как цокает лошадка, и т. д.).
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение теат-ральной деятельности позволяет развивать коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.