Лучший педагог года

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коротнева Марина
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте.

Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество.

Публикация «Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Еще Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Современные исследования Р. Е. Левиной, А. П. Усовой, М. И. Лиси-ной и многих других специалистов подчеркивали важность развития речи с использованием разных методических средств. Одним из эффективных средств является театрализованная деятельность.

В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения поступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.

Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Мы часто сталкиваемся с проблемой нежелания ребенком, выполнять задания, действия нужные для нас. И в этом плане обучение по жестким правилам - малоэффективно. Необходимо, чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».

Таким образом, нужна действенная мотивация, для получения новых знаний.

Поэтому для повышения качества общеразвивающей и коррекционной работы необходимо применять более разнообразные методы подачи материала и закрепления его.

Как нам всем хорошо известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра, является одним из ее видов. Необходимо более полно использовать потенциал театрализованной игры. Чаще всего театрализованная деятельность применяется главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.

А ведь любая театрализованная деятельностьс различными видами театра (театр бибабо, пальчиковый театр, теневой театр, театр на палочке, плоскостной, настольный, театр на перчатке и др.) помогают педагогам ре-шать общеобразовательные и коррекционные задачи.

Выделим приоритетные направления, которые мы решаем посредством театрализованной деятельности :

• автоматизация звуков речи;

развитие фонематического слуха;

• формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• обогащение словарного запаса.

развитие просодической стороны речи (достаточное выдох, нормальный тембр и умение варьировать интонациями);

развитие речевого дыхания (умение проговаривать длинные фразы и правильно брать вдох);

развитие связной речи (монологической, диалогической, умение сочинять небольшие рассказы и сказки);

Так же театральная деятельность способствует развитию :

психофизических способностей (мимики, пантомимики);

психических процессов (воображению, вниманию, мышлению, памяти);

творческих способностей (перевоплощению, импровизации).

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра, маски, элементы костюмов. Все это провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей – монологов, ведение диалогов. Дети имеют возможность са-мим вносить в текст поправки или дополнения. А педагог обучает, корректирует, исправляет, дополняет высказывание ребенка в соответствии со своей целью.

Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.

Тексты сказок, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.

Работу необходимо строить по принципу от простого к сложному.

На 1 этапе детей имеющих более сложные речевые наруше-ния,обучаем разыгрывать знакомые, короткие сказки, с простым сюжетом т. к. «Колобок», «Рукавичка», «Соломенный бычок» и т. п.

На этом этапе необходимо обучать некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуют разыгрывать сценки по литературным произведениям, например, А. Барто «Игрушки».

Затем задача усложняется, переходим к менее известным произведениям (например, Сутеева «Грибок», более сложным, к адаптированнным рассказам.

В дальнейшем, педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности (интонацию, мимику, жесты, подбирать атрибуты). Детей необходимо подводить к идеи о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Например: зайца можно показать беззащитным, несчастным, бедным. А можно показать умным, смелым, находчивым и т. д. Тем самым, мы учим детей импровизировать.

Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Пред-ставьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками и т. д.

Используются мимические этюды (показ доброго героя, злого, хитрого и т. д.).

Этюды на память физических действий (покажите, как порхает бабочка, ходит медведь и т. д.).

И ребенок постепенно овладевает умением импровизации, умением придумывать свои новые действия, мимику, интонацию, дает новый характер своим героям и придумывать свое окончание сказки.

Педагоги помогают распределять роли, учитывая возможности речевой нагрузки для каждого ребенка, в определенный период логопедической работы. Иногда очень важно предоставить возможность выступить ребенку наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать почувствовать свою состоятельность, поверить в свои силы.

Педагоги ни просто вносят в театрализованный уголок новые виды театра, а знакомят с ними детей, тем самым формируют иподдерживают интерес к театрализованной деятельности.

Для того, чтобы дети не допускали смысловых пропусков в сю-жетной линии сказки, рассказа, им предлагают мнемотаблицы, пиктограммы.

Чтобы дети лучше понимали характер персонажа, содержание, эффективно использовать прием, «эмоции на картинке» (это изображение лиц с разными эмоциями).

Прием «нравственная лесенка» - более точно показывает эмоциональное отношение ребенка к персонажам, при обсуждении (на какую ступеньку ты поставишь злого волка, храброго петушка и т. д.).

У детей с нарушением речи часто наблюдается перенапряжение «за-жим» всех или отдельных групп мышц или расслабленность «развязность» движений. Для этого используем пластические игры, этюды «Мороженое», «Деревянный человек».

Хотелось бы вспомнить и отметить «пальчиковый театр», «театр бибабо», которые развивают мелкую моторику, тем самым стимулируют речевые отделы мозга, отвечающие за функцию речи.

В любой режимный момент очень удобно проводить «театрализованные логоминутки» с различными играми и упражнениями:

• упражнения на формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• упражнение наразвитие физиологического и речевого дыхания;

• артикуляторные упражнения (гимнастика);

• дикционные и интонационные упражнения;

• упражнения навыработка мягкой атаки голоса (слаженная работа голосовых связок и выдоха).

Например: игра «Сказочный язык героев» (слоговые упражнения, «Отхлопай слово», проговаривания скороговорок. В игровой форме выполнять артикуляционные упражнения (покажи обезьянку, покажи бульдога, как обезьянка прячет банан за щекой, подуем на снежинку, как цокает лошадка, и т. д.).

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение теат-ральной деятельности позволяет развивать коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Бисероплетение как средство сенсорного развития рук детей старшего дошкольного возраста Бисероплетение - это способ создания художественных изображений из различных бусинок, фигур, нанизанных на леску или вышитые на полотне.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Речевые логические задачи как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста Мною была рассмотрена актуальность данной темы и изучена научная, периодическая, методическая, педагогическая литература. Эта проблема волнует.

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка Консультация. «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 29 августа 2016 в 23:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Коротнева Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД