Ирина Носова
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД
Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
2 СЛАЙД
Публикация «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
3 СЛАЙД
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это и побудило нас систематизировать и обобщить накопленный материал по данной теме.
4 СЛАЙД
Что такое мелкая моторика? Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
5 СЛАЙД
В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга, вследствие чего улучшается память, внимание, ориентировка в пространстве, повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка, согласовывается работа понятийного и двигательного центров речи, улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма и координация движений, подготавливается рука к письму, поднимается настроение ребенка, обогащается словарь, речь становится чище.
6 СЛАЙД
Работа не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Так как в программе детского сада не предусмотрены специальные занятия, поэтому развитие мелкой моторики рук возможно реализовать входе любого режимного момента:
ООД (лепка, конструирование, рисование, аппликация)
Утренний прием детей
Коррекционные занятия
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Игровая деятельность
Прогулки (дневная и вечерняя)
Одевание – раздевание
Прием пищи
Деятельность в центрах (книжном, природном, экспериментирования, конструирования)
Во время трудовой деятельности (дежурства, поручения, коллективный, ручной труд)
Таким образом, разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей.
7 СЛАЙД (фото)
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
Центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
8 СЛАЙД
Центр развития мелкой моторики, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты, игры с прищепками и счетными палочками
9 СЛАЙД
Театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
10 СЛАЙД
Существует огромное количество средств развития мелкой моторики, некоторые из которых мы представим вашему вниманию
11 СЛАЙД
Массаж ладоней и кистей рук тонизирует центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.
12 СЛАЙД (фото массаж с использованием карандаша)
Рекомендуется делать классический массаж пальцев рук, используя поглаживания, растирания, пощипывания, растирания, применяя чуть более интенсивную технику у грудничков.
13 СЛАЙД (фото Массажные шарики су джок)
Кроме того хорошим подспорьем в массаже рук будут всевозможные тренажеры (мячики, колючие шарики, колечки, карандаши).
14 СЛАЙД
Пальчиковая гимнастика (игры) - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры эти очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
15 СЛАЙД (фото пальчиковой гимнастики)
В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
16 СЛАЙД
Игры с бусами (макаронами). Потребуются бусины (макароны с крупным просветом) и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать бусины (макаронины) на шнурок.
Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Бусины можно сортировать по цвету, размеру, форме.
17 СЛАЙД
Игры с пластилином, тестом. Лепка - это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, т. к. в процессе лепки занимается самомассажем.
Не зависимо от результата, сам процесс лепки является прекрасным тренажером для маленьких пальчиков. Дайте ребенку кусочек пластилина, пусть он мнет, катает, щипает.
18 СЛАЙД
Рисование, раскрашивание (штриховка). Процесс рисования включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы. Кроме того, живописание развивает память, сосредоточенность, мелкую моторику, учит малыша вдумываться и подвергать вещи анализу, соразмерять и находить разницу.
19 СЛАЙД (фото расскрашивание)
Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
20 СЛАЙД (фото штрихование)
Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная
21 СЛАЙД
Игрушки и игры, развивающие мелкую моторику. Существуют множество фабричных игрушек направленных на развитие мелкой моторики, это всевозможные лабиринты, мозаики, конструкторы, пазлы. Помимо мелкой моторики эти игрушки развивают пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине, цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление.
22 СЛАЙД (фото)
Работа с материалом (вырезание из бумаги)
23 СЛАЙД (фото)
Упражнения с бумагой (бумагу можно мять, рвать мелкими кусочками)
24 СЛАЙД (фото)
Выкладывание фигур и картинок, картинок из счетных палочек
25 СЛАЙД, 26 СЛАЙД
Игры с пуговицами (выкладывание узоров)
27 СЛАЙД
(Игры со шнуровками и ленточками)
28 СЛАЙД (Игры с прищепками и наматывание клубков нитей)
29 СЛАЙД
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, необходимо следовать ряду рекомендаций:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость (начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть, никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует)
- отрабатывайте последовательно все упражнения.
- игровые задания должны постепенно усложняться.
- недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
30 СЛАЙД
Спасибо за внимание и удачи в работе