ОЛЕСЯ Антохи
Проект для детей первой младшей группы «Новая книжка для петуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Новая книжка для петуха»
Первая младшая группа
Автор:
Воспитатель: Матушевская
Эльвира Геннадьевна
Паспорт проекта
Тип проекта : - по числу участников: групповой
- по доминирующей в проекте деятельности : речевой.
- по времени проведения: краткосрочный.
Вид проекта : комплексный (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Срок реализации: 5 дней.
Публикация «Проект для детей первой младшей группы „Новая книжка для петуха“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Игры, дидактические пособия
- Проекты
- Темочки
Участники проекта : воспитатель, родители и дети первой младшей группы
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
1. Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски» и других детских художественных произведений, расширяющих кругозор детей по теме «Домашние животные и птицы», рассматривание иллюстраций к данной литературе, проведение бесед по сюжетным картинкам и иллюстрациям.
2. НОДы по разным образовательным областям и подвижные игры на тему «Домашние животные и птицы».
3. Дидактические упражнения на цветовосприятие и цветоразличие.
4. Игры с игрушечными животными и птицами, с макетом «Птичий двор», игры с водой.
5. Показ настольного театра.
2 этап: основной
1. Сочинение сказки и самостоятельное оформление детьми страниц будущей книжки.
2. Составление рассказа по оформленным страницам.
3 этап: заключительный
1. Изготовление книжки из всех оформленных страниц.
2. Самостоятельное чтение сказки по книжке от начала до конца, т. е. составление последовательного рассказа по страницам книжки.
Продукты проекта : самостоятельно оформленная детьми книжка «Петух и краски».
Цель: развитие речевого творчества.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к книгам, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность;
- развивать внимание, память, наблюдательность, образное и логическое мышление, чувство цвета и формы, словотворчество, творческую активность;
- знакомство с детской художественной литературой, формировать умение внимательно слушать, понимать смысл сказанного, изображать задуманное по собственному замыслу, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Птичий двор», составлять собственное высказывание о книжке, составлять рассказ по картинкам.
Актуальность проекта.
Формирование и развитие речи является одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста, так как играет большую роль в формировании личности.
Данный проект сплачивает детский коллектив, а также способствует выстраиванию новых отношений между ребё нком и родителями: они становятся более доверительными, уважительными, партнёрскими.
Проблема.
Проблема раскрывается в следующем: в последние годы наблюдается тенденция резкого снижения уровня речевого развития детей. Одной из причин снижения уровня речевого развития дошкольников является пассивность и непросвещённость родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребёнка играет колоссальную роль.
Введение
Современные изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальной личности, творческой инициативы, а также требуют навыка самостоятельного осмысления окружающих нас потоков информации, формирования умения ставить и решать задачи для устранения возникающих в жизни проблем. Акцент ставится на формирование способности мыслить, добывать и применять полученные знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать их, сотрудничать с группой людей.
Проектная деятельность социально окрашена. Дети в данном возрасте получают первый социальный опыт : умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать коллективно (в группе, ведь в процессе реализации проекта дети высказывают свои мнения, выслушивают мнения других детей и взрослых, отстаивают свои идеи, приходят к единому решению с целью конечного результата: оформления странички книжки.
Продуктом проекта является самостоятельно оформленная детьми книжка-тренажёр по речевому развитию. Почему именно книжка-тренажёр? Да потому что она действительно «тренирует», позволяет упражнять детей в речевом творчестве, что и является целью проекта.
Проекту присуща некая публичность: на заключительном следует публичное выступление детей в виде презентования своего продукта, а именно самостоятельного чтения сказки по страницам своей книжки перед сверстниками, родителями.
Алгоритм реализации проекта построен таким образом, что в течении 5 дней мы реализуем каждый день по 2 этапа: подготовительный и основной, а на 5 день добавляется заключительный этап. Утром мы читаем детскую художественную литературу, рассматриваем по ней иллюстрации и проводим беседы по ним. Далее следует НОД, соответствующая теме недели «Дружная семья. Птичий двор». На прогулке проводятся подвижные игры, расширяющие знания детей о домашних животных и птицах. В разных режимных моментах проводятся дидактические упражнения, игры с водой, игрушечными животными и птицами, показ настольного театра. Основной этап реализуется во второй половине дня в культурных практиках.
План проведения проекта
1 день
Утро: чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы по ним, дидактическое упражнение «Домашние животные», пальчиковая гимнастика «Петушок проснулся».
НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Дружная семья. Птичий двор».
Прогулка: подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Лохматый пёс».
Вторая половина дня: игры с игрушечными животными и птицами, с макетом «Птичий двор»
Культурные практики: основной этап: оформление страницы книжки на тему «Встреча с собакой».
2 день
Утро: рассматривание сюжетных картинок на тему «Домашние птицы»,
дидактические упражнения «Чей малыш?» (Домашние животные и птицы, «Синий цвет», «Различаем синий и зелёный цвета», «Где есть вода?», чтение потешки «Наши курочки с утра» с показом иллюстрации к потешке.
НОД по познавательному развитию (конструирование) на тему: «Заборчик для уточки»
Прогулка: подвижная игра «Курочка-хохлатка»
Вторая половина дня: игры с водой «Тонет – не тонет»
Культурные практики: основной этап: оформление страницы книжки на тему : «Отражение в воде»
3 день
Утро: рассматривание картинок с изображением леса, беседы по картинкам, дидактическое упражнение «Зелёный цвет», чтение потешки «Петушок», игра «Куры и петух», чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».
НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Цыплёнок».
Прогулка: наблюдение за деревьями, подвижные игры «Петушки и лиса», «Кружок» (с определением флажка какого-либо цвета)
Вторая половина дня: рисование дорожек на песке пальцами, обыгрывание дорожек игрушечными мелкими макетами деревьев.
Культурные практики: основной этап: оформление страницы на тему: «Дорога для петуха в лесу».
4 день
Утро: дидактические упражнения «Красный цвет», «Жёлтый цвет», «Различаем красный и жёлтый цвета», чтение потешки «Петушок», рассматривание картинки с изображением петуха, игра «Куры и петух»
НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Цыплёнок на зелёном лугу».
Прогулка: подвижные игры «Петух, лиса и куры», «Кружок».
Вторая половина дня: настольный театр «Курочка Ряба».
Культурные практики: основной этап проекта : оформление страницы книжки на тему : «Встреча петуха с красками».
5 день
Утро: рассматривание картинок на тему «Птичий двор», игра «Курица и цыплята».
НОД по речевому развитию на тему «Курочка-рябушечка».
Прогулка: подвижная игра «Петушки и лиса», «Курочка».
Вторая половина дня: игры с макетом «Птичий двор» и игрушечными домашними птицами и животными.
Культурные практики: основной этап: оформление странички книжки на тему «Встреча петуха на птичьем дворе»; заключительный этап: изготовление книжки из всех страниц, чтение сказки от начала до конца.
Приложение
Содержание основного этапа
1. «Встреча с собакой»
Воспитатель показывает детям 1 страничку будущей книжки, самостоятельно оформленной воспитателем, на которой нарисован нераскрашенный петух :
- Ребята, посмотрите на картинку. Кто здесь изображён? А из какой он сказки? Правильно, из сказки «Петух и краски», которую мы с вами читали сегодня утром. А сколько страниц было в сказке? А у нас осталась всего одна страничка… Что же случилось с книжкой? Кто её порвал? Теперь что же мы и сказку не сможем больше почитать? Разве можно рвать книжки? И петух теперь так и останется нераскрашенным, каким то ненастоящим? Ведь в книжке петух на каждой страничке искал краски, которые ему помогли стать нарядным, а у нас страничек больше нет… Что же делать? Как помочь петуху стать настоящим, нарядным петухом?
Далее следует ряд наводящих вопросов детям, наталкивающих на принятие решения самим нарисовать страницы книжки и подарить петуху новую книжку. Так как сюрпризным моментом является уже нарисованная воспитателем 1 страничка книжки, то оформление дети начинают сразу со 2 страницы, которая называется «Встреча с собакой».
Изначально мы вспоминаем примерное содержание сказки. По сказке петух встретил сначала собаку. Заранее воспитателем уже подготовлена страничка будущей книжки на каждого ребёнка с нарисованным силуэтом собаки. Дети самостоятельно рисуют собаку, предварительно обсудив с воспитателем и сверстниками внешний вид собаки, какого цвета она будет, применяя на практике уже ранее полученные знания по теме «Домашние животные», обратив внимание на отличительную особенность: лохматость шерсти, которую можно изобразить методом «тычка» сухой жёсткой кистью и гуашью в пределах силуэта, «одевая собаку в лохматую шубку», затем дополняя деталями (рисуют глаза и нос с помощью чёрной гуаши и ватной палочки).
После того, как дети нарисуют собаку, воспитатель соединяет уже 2 готовые страницы книжки и предлагает детям сочинить по ним рассказ, который может отличаться от оригинала сказки В. Сутеева.
2. «Отражение в воде»
Основной этап 2 дня проекта начинается с того, что воспитатель показывает 2 готовые странички книжки, по котрым дети вместе в воспитателем составляют рассказ, затем подходят к продолжению сочинения, вспоминая, что по сказке петух пошёл к воде. Далее следует дидактическое упражнение «Где есть вода?». Выслушиваются разные мнения детей на основе уже полученных знаний (в кране, в море, в дожде, в луже, в реке и т. д.). Затем дети рисуют воду коллективно, предварительно договорившись, что воду мы рисуем синей краской. Каждый ребёнок подходит к мольберту, на который прикреплён чистый лист бумаги и рисует воду кистью и синей краской. В данном случае получилась река, т. к. дети проводили тонкие полоски, на которых воспитатель акцентрировал внимание: «тонкий ручеёк», «вот ещё один тонкий ручеёк», пока, в итоге, все ручейки «не сольются в одну широкую реку». Затем дети рисуют каждый свою страничку с рекой. Далее следует импровизация воспитателя. Воспитатель обращает внимание:
- Ребята, помотрите, какая широкая река… Как же петуху перебраться на другой берег, чтобы найти краски, ведь они живут за рекой?
Для принятия решения воспитатель вводит детей в обсуждение поставленной проблемы, способствую вспомнить ранее полученные знания. Дети вспоминают, что так далеко петух летать на может. Воспитатель выдвигает гипотезу: может петух может плавать? С целью подтверждения и опровергания гипотезы, проводит эксперимент «Тонет – не тонет». Для принятия детьми решения, воспитатель показывает фигурку петуха, подводит детей к центру воды и песка, ставит фигурку петуха на край ёмкости с водой и отпускает её. В итоге, дети приходят к мнению, что петух плавать не может, он тонет. Начинается обсуждение с помощью воспитателя на тему, что может плавать на воде. Воспитатель наводит детей на мысль, что на воде плавают кораблики, пароходики, лодочки. Затем воспитатель предлагает проверить данную гипотезу: даёт детям заранее приготовленные бумажные лодочки, котрые дети пускают на воду, и с помощью воспитателя приходят к вываоду, что лодочкки отлично держаться на воде. Значит, петух сможет переплыть реку на лодке. Но где же её взять? Здесь воспитатель опять импровизирует, интригуя детей :
- Ребята, а у меня волшебным образом оказались спасительные лодочки!
Воспитатель показывает деталь аппликации и предлагает «подарить детям лодочку петуху». Дети приклеивают лодочку на уже высохшую реку. Затем воспитатель соединяет уже 3 готовые странички книжки и вместе с детьми сочиняет рассказ по картинкам.
3. «Дорога для петуха в лесу»
Оформление 4 страницы книжки начинается с того, что мы опять изначально составляем рассказ по уже готовым страницам, затем сочиняем продолжение:
- Переплыл петух реку на лодочке и оказался где?
В данном случае он оказался в лесу. Педагог рисует карандашом на коллективном образце только стволы деревьев, создавая интригу, например,
- Это был густой-густой лес, но налетел злой ветер и сорвал все листики с деревьев, но к нам на помощь пришли наши друзья: кисточка с подружками красками, что бы одеть деревья в листву. Краски говорят: «Выбери меня, выбери меня», но мы то знаем, какого цвета листики на деревьях Какого же цвета краску мы позовём на помощь? (Ответы детей)
- Правильно, листва у деревьев зелёного цвета. Посмотрите, кисточка обмакивает свой хвостик в зёлёную краску и скачет по стволу, одевает дерево в зелёную листву.
Воспитатель показывает образец рисования, затем предлагает детям самим попробовать одеть дерево в зелёную листву. Затем показывает, как можно нарисовать ёлочку, ведь в лесу были и ёлочки. Ёлочки рисуют способом отпечатка фигуры треугольника, который обмакивают в краску, а затем ставят на стволе 3 треугольника друг под другом. Воспитатель, в случае необходимости, помогает детям нарисовать лес. Затем обращает внимание дете на то, что «петух может потеряться в таком густом лесу», преллагая детям показать ему дорогу. Дети выбирают нужный цвет краски и рисуют дорогу через лес.
Далее мы обязательно составляем рассказ по уже готовым 4 страницам книжки.
Следует обратить внимание, что при оформлении страниц «Отражение в воде» и «Дорога для петуха в лесу», дети находятся в особо радостном состоянии, испытывают некую годость за свои поступки. Ведь они и петуху помогли через реку перебраться: подарили лодочки, а иначе бы петух утонул, и доргогу в лесу показали, а то бы петух заблудился в лесу и его съела бы лиса, которая живёт в лесу. Очень важно указать детям на значимость и важность принятых ими решений, действий, результатов их поступков. Такой приём «подстёгивает» детей к инициативности, активности, не только творческой, но и в любой деятельности.
4. «Встреча петуха с красками»
Оформление страницы «Встреча петуха с красками» начинается с повтора сочинения сказки по уже готовым 4 страницам книжки, затем переходим к сочинению продолжения.
- Вышел петух из леса и нашёл краски. Петух попросил : «Краски, помогите мне стать настоящим петухом – раскрасьте меня». И краски ему помогли…
Не стоит зацикливаться на полном соответствии с оригиналом сказки раскрашивания определёнными цветами частей тела петуха. Дети смогут сочинить свой вариант сказки. Акцентрировать внимание следует лишь на правильном назывании и показе частей тела петуха, соответствии названия цвета выбранной краски, только гребешок и бородка должны быть обязательно красными, так как эта деталь является характерной особенностью петуха. В данном случае раскрашиваем петуха кистью и гуашью способом «примакивания», приговаривая: «пёрышко, за пёрышком». Такой приём использован с той целью, чтобы сконцентрировать внимание детей на частях тела петуха, отмечая характерную особенность покрова птицы, а так же во избежание хаотичного размазывания краски по всему рисунку, что характерно для детей раннего возраста. После оформления страницы, опять следует повторное сочинение по уже 5 готовым страницам.
Подвижные игры
«Курочка-хохлатка»
- Вышла курочка – хохлатка,
- С нею жёлтые цыплятки,
Воспитатель изображает «курицу», дети - «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
- Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
- На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
- Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
«Лохматый пес»
Воспитатель кладё т игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить», читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
- Вот лежит лохматый пес,
- В лапы свой уткнул он нос,
- Тихо-смирно он лежит,
- Не то дремлет, не то спит.
- Подойдем к нему, разбудим
- И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами! Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.
Игра повторяется 2-3 раза.
«Петушки и лиса»
Воспитатель берёт на себя роль лисы. Дети – петушки медленно настороженно оглядываются. По команде «Лиса идёт» - дети-петушки замирают. .лиса нюхает, смотрит, чтобы петушки не двигались. Лиса уходит – петушки весело гуляют.
Игра повторяется. Педагог хвалит детей за внимательность.
«Кружок»
Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга - флажки разных цветов.
- Ой, кружок, кружок, кружок,
- Покатился наш кружок.
- Он катился, он катился,
- Вдруг кружок остановился.
- Выйди (имя ребёнка) в кружок,
- Возьми (цвет) флажок (ребёнок выходит в центр круга, берёт флажок нужного цвета)
«Курица и цыплята»
Дети изображают цыплят. Они прячутся в «курятнике». Воспитатель надевает на одного ребенка шапочку курочки и говорит: «Это курочка, она выйдет из курятника первой, и позовет всех цыплят гулять». Дети выбегают из курятника и гуляют не далеко возле курочки, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Большая птица летит, всех цыплят унесет». Тогда курочка бежит в курятник и все цыплята за ней.
«Курочка»
- Курочка по сенечкам похаживала.
- Деток – цыплят уговаривала:
- Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
- Не ищите вы зернышки у заборика.
- К забору гусак подбирается,
- Цыплят он щипать собирается.
Дети - цыплятки идут стайкой за воспитателем – курочкой. С 5-ой строчки говорит курочка, повернувшись к цыпляткам. По окончании стихотворения из-за укрытия («забора») выбегает «гусак», который догоняет детей.
"Петух, лиса и куры".
Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. Выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит : «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём.
«Куры и петух»
У одной из стен сидят дети- «куры», а напротив них на большем расстоянии гуляет «петух». В углу – «кошкин дом», в котором сидит «кошка». Взрослый сидит с детьми-«курами», показывает на гуляющего «петуха» и поет:
- Петя в желтых сапогах
- Ходит по песку,
- А потом как закричит: "Ку-ка-ре-ку!"
(«Петух» кричит.) Взрослый говорит:
- Выходите, курочки,
- Собирайте крошки,
- Жучков, паучков
- На моей дорожке, («Куры» выбегают, машут "крыльями".)
- Куры крыльями махали : «Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
- Куры носиком стучали: «Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
- Дай нам, Петя, крошки.
- Крошек не жалей,
- Дай еще немножко –
- Будет веселей! : «Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
«Куры» возле «петуха» стучат пальцами по полу, кричат «Ко-ко-ко!». Выходит «кошка», крадется к «петуху» и говорит:
- Выйду, выйду на дорожку: «Мяу-мяу-мяу!»
- Там, где куры ищут крошки: «Мяу-мяу-мяу!»
- К петушку поближе подойду
- И с собою Петю уведу.
Хватает «петуха», уводит его в домик. «Куры» убегают. «Кошка» говорит «петуху» : «Ты, Петя, посиди, а я еще за курочками схожу». «Кошка» уходит, а «петух» убегает из домика и опять начинает ходить и собирать крошки. Игра повторяется. «Кошка» опять уводит «петуха» в домик и уходит, на этот раз «заперев» дверь на замок. Взрослый говорит «курам» :
- Кошка ушла, пойдемте Петю спасать!
- Куры громко закричали: «Ко-ко-ко-ко-ко!»
- И за Петей побежали: «Ко-ко-ко-ко-ко!»
- Выходи к нам, Петя,
- Собирай-ка крошки,
- Жучков, паучков
- На своей дорожке!
«Куры» отпирают дверь в домике. Выходит «петух». Взрослый говорит:
- Вот все и собрались! (Все встают в круг, «петух» в середине.)
- А теперь скорей, дружок,
- Соберемся мы в кружок.
- Покажи нам ножку, Петя, поскорей,
- Покружись ты с нами, Петя, веселей!
- Ля-ля-ля-ля-ля!
Пальчиковая гимнастика «Петушок проснулся»
Петушок наш вдруг проснулся, (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся. (Повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул: раз, два, три! (Разводить, сводить указательный, большой палец)
Ты сегодня не проспи. (Погрозить пальчиком)
Используемая литература
1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Говорим правильно» - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 88 с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2015, - 292 с.
3. «Самые маленькие в детском саду»/Авт. – сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.
5. Встреча петуха на птичьем дворе.
Изначально вспоминается рассказ по уже 5 готовым страницам книжки, затем сочиняется продолжение сказки. По нашему сочинению нарядный петух пришё л к своим друзьям на птичий двор и они ему сказали:
- Вот теперь ты настоящий петух!
На данном этапе подключаеются родители детей. Их помощь заключалась в том, что заранее к этому этапу им было дано задание изучить с детьми жителей птичьего двора, подобрать соответствующие картинки с их изображением, дать кракую информацию о домашних животных и птицах птичьего двора. Дети при оформлении страницы составляли аппликацию-коллаж из своих наборов: деталей аппликации домашних животных и птиц. У каждого ребёнка получился свой птичий двор, непохожий на птичий двор сверстников. Затем дети обменялись информацией о своих жителях птичьего двора. Далее следует заключительный этап, на котором воспитатель изготавливает книжку из всех страниц каждому ребёнку под наблюдением детей. Затем читаем сказку от начала до конца, упражняясь в речевом творчестве.