Елена Сафьянникова
Проект «Развиваем пальчики, развиваем язычок» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : обучающий, игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Возраст: 2-3 года (первая младшая группа).
Участники: педагоги, воспитанники первой младшей группы, родители.
По количеству участников: групповой.
Проблема проекта : низкий уровень развитие речи детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Публикация «Проект „Развиваем пальчики, развиваем язычок“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дистрофия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Учё ными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Пальчиковые игры это открытие нашей педагогики. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формировании письма.
Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с ребенком.
Объект проекта – развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет проекта – использование пальчиковых игр и упражнений как педагогическое средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта – использование пальчиковых игр и упражнений будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Новизна и практическая значимость проекта – состоит в создании информационного банка пальчиковых игр и упражнений, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель.
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
3. Повысить компетентность родителей о значении развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Методы:
- наглядные,
- словесные,
- практические,
- игровые.
Ожидаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
3. Интеллектуальное развитие детей.
4. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Реализация проекта.
Начальный этап:
1. Обозначить проблемные вопросы.
2. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
3. Изучение теоритических основ формирования речи детей младшего возраста.
4. Изучение особенностей становления речи детей младшего дошкольного возраста.
Технологический этап:
1. Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений.
2. Внедрение пальчиковых игр и упражнений в систему воспитания и обучения детей второй младшей группы.
3. Консультативная помощь родителям.
4. Создание папки-передвижки для родителей о пальчиковых играх и упражнениях в домашних условиях.
5. Создание консультации для педагогов «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр и упражнений».
Ожидаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
3. Интеллектуальное развитие детей.
4. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации.
2. Рекомендовать родителям: давать больше самостоятельности при одевании, самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют мелкую моторику.
3. Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
4. Ширма – передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Основные принципы проведения пальчиковых игр : - Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми. - Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Вывод:
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами. Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т. к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста. Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей. Заключение. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Литература:
1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Пальчиковая гимнастика» Москва, 2004г.
2. Анищенко Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Москва, 2006г.
3. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», №7 – 2008г, №3 – 2005г.
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, «Айрис-пресс», 2008г.
5. Васильева М. А. «Руководство играми детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 2004г.
6. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей», Просвещение,