Иванютина Людмила Борисовна
Проект по ФЭМП «Загадочная математика» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Проект :
«Загадочная математика».
Автор проекта : Иванютина Людмила Борисовна, воспитатель 1 младшей группы.
г. Ейск
2016 год
Содержание
№ п\п
Название раздела № стр.
1. Паспорт проекта
Стр. 3
2. Актуальность проекта
Стр. 4
3. Основная часть:
1. Цели и задачи проекта
Публикация «Проект по ФЭМП „Загадочная математика“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
2. Этапы реализации проекта
Стр. 6
4. Содержание проекта
Стр. 9
5. Список используемой литературы
Стр. 11
6. Приложения
Стр. 12
1. Паспорт проекта
Участники проекта :Дети, родители, воспитатель 1 младшей группы «Петушок».
Тип проекта :Познавательно-игровой.
Сроки реализации: Долгосрочный. (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.)
По числу участников проекта :индивидуальные,подгрупповые
По характеру контактов:ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные:Беседы; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
загадывание и отгадывание загадок; указание, пояснение, объяснение, разъяснение; педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные:
Демонстрация наглядных пособий; показ способа действий; показ образца;
рассматривание иллюстраций;
Практические:
Игровые действия; внезапное появление объектов; музыкальные занятия;
художественное творчество; конструирование; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
2. Актуальность проекта.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Дети младшей возраста занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т. к. в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
Отбор задач осуществлён исходя из современных требований ФГОС к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
Проблема, решаемая при реализации проекта.
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым он будет сравнивать все увиденное позже. Знакомство с величиной предметов, например, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой - является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше—меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:
• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).
3. Основная часть проекта
Цели проекта :
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи проекта :
Задачи для воспитателя:
Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.
4. Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста
Задачи для воспитанников:
1. Познакомиться и научиться определять 4 основные цвета (жёлтый, синий, зелёный, красный); 5 геометрических форм (куб, кирпич, круг, квадрат, треугольник).
2. Уметь различать понятия: большой – маленький, широкий –узкий, длинный –короткий
3. Научиться простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, попробовать и т. д.)
Задачи для родителей:
1. Учитывать и закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду;
2. Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей
Предполагаемый результат проекта :
расширение математических знаний, умений и представлений при помощи игр и упражнений.
Ребенок проявляет познавательную активность;
Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Ребенок умеет дифференцировать понятия «один – много», «больше – меньше», «столько же», находя примеры в окружающей обстановке;
понимать разницу в словах «длинный – короткий», «низкий – высокий» и пр. ;
группировать предметы (мячи, кубики) по размеру, цвету и форме;
сравнивать два предмета по форме и величине (большой или маленький, широкий или узкий, высокий или низкий, круглый или квадратный);
знать основные геометрические фигуры не только визуально, но и по их свойствам (к примеру, имеет эта фигура углы или же круглую форму);
3.2. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (август-сентябрь 2016г.)
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
1. Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
2. Мониторинг диагностики детей;
3. Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей младшего возраста»;
4. Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
5. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
6. Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
7. Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др. ;
• Создание родителями карт - схем к настольно- печатным играм «Головоломка», «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает» и т. д.
• Помощь в создании и оформлении выставки
8. Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
9. Изучение опыта других образовательных учреждений.
2. Практический этап (октябрь 2016г. - апрель 2017г.)
На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность, в т. ч. совместно с детьми;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно- математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Обобщающе-результативный этап:(май2017г.)
На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта
1. Обобщение результатов работы.
2. Анализ деятельности.
3. Презентация проекта на педагогическом совете.
4. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
Содержание проекта
по образовательным областям ФГОС ДО
Познавательное развитие:
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
2. Чтение математических сказок - рассказов.
3. Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Укрась бабочку», «Один - много», «Подбери по размеру», «Радуга»,«Подбери листок к дереву».
4. Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для самых маленьких»,
К. Крот «Большой не маленький».
5. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
6. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Листья желтые летят», «Ёлочка – зеленая иголочка», «Полосатые варежки», «Бабочки».
2. Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», «Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи».
3. Экспериментирования деятельность: «Оттиски»
4. Театрализованные представления «Теремок», «Колобок».
5. Прослушивание и заучивание «Часики», «Мышки», «Тучка».
6. Настольный театр «Три медведя»
Речевое развитие:
1. Отгадывание загадок на тему : «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С. Я. Маршак «Сборник произведений», Г. Скребицкий «Белка», «Заяц»; К. Эрик «Резиновые утята», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?», М. Пляцковский «Стрекоза»и др., Г. Сташевская «Цвет, величина, форма»., Громова О., Павлова Л. "Еще про зайку" и др.
3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя».
4. Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.
5. Разгадывание загадок, развить чувство рифмы в стишках о формах, цветах, и величинах.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Цветочная полянка», «Спаси мышку».
2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Отвезем ребят в театр», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».
3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко».
4. «Создай картину». Игра на воображение.
Игра – экспериментирование с водой «Веселое путешествие».
5. Конструирование с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюзикера, разного вида конструкторов.
6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет».
Физическое развитие:
1. Физкультурное занятие «Веселый мяч».
2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке».
3. Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке, «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору»,
«Мой веселый звонкий мяч», «Бездомный заяц», «Сердитый пёс», «Воронята».
4. Построение в круг, в колонну, парами.
5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать».
6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др.
Список литературы:
ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М. : «Цветной мир», 2012.
Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.
Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000