Ольга Суворова
Проект по народному творчеству для детей первой младшей группы «Ты дуди, моя дуда!»
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДАЮ
И. о. заведующего МАДОУ МО «СГО»
д/с № 10 «Чайка»
___С. В. Родионова
«___»___2016 г.
П Р О Е К Т
Для детей 1 младшей группы «Б»
«Ты дуди, моя дуда»
МАДОУ МО «СГО» – детский сад № 10
«Чайка»
Воспитатель: Мягкова О. Л.
Архипова Н. А.
Технологическая карта
Содержание Пояснение
Публикация «Проект по народному творчеству для детей первой младшей группы „Ты дуди, моя дуда!“» размещена в разделах
Название проекта «Ты дуди, моя дуда»
Тип Педагогический, творческий
Вид Практический, групповой, краткосрочный
Участники проекта Дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Целевая группа Воспитанники 1 младшей группы
Сроки реализации 3 месяца (март-май)
Актуальность проекта
Актуальность воспитания у детей любви к народному творчеству, русскому фольклору
многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров, слышат светлую мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки, заклички и другие. Если ребенку грустно, у него плохое настроение, он плачет, то веселый стишок, шутка, потешка, прибаутка поднимет ему настроение, поможет успокоиться. Дети очень любят различные сказки. Ребенок начинает знакомиться со сказкой очень рано. Мама читает сказку малышу, потом он смотрит мультипликационные сказки, слушает аудио-сказки, а в дальнейшем читает их сам. Слушая увлекательный рассказ, дети испытывают различные чувства. Ребенок, сопереживает герою, испытывает чувство радости, печали. Подобранная в соответствии с возрастом хорошая сказка, может оказать огромное воспитательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли о том, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в этом направлении.
Цель Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки : пастушья дудочка; знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
Задача 1. Знакомство детей с народной игрушкой
2. Формирование любви к народному творчеству.
3. Развитие знаний о смысловом содержании русских потешек и песенок
4. Формирование эстетического восприятия у детей.
Ожидаемые результаты 1. Имеют представление о русской игрушке: пастушьей дудочке.
2. Выразительно подговаривают песенки и потешки о дудочке
3. Сформированы навыки игры на музыкальном инструменте – дудочке.
4. Могут определять отличительные черты русской игрушки (дудочки, отображать её в художественно-творческой деятельности (лепка, рисование)
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
Мероприятия Цель
Изучение литературы по теме
Повышение компетентности педагога
Создание развивающей среды Обеспечение условий для реализации проекта
Ознакомление родителей с планом проекта Вовлечение родителей к работе по реализации проекта
Разработка и проведение диагностики уровня знаний устного
народного творчества
Выявление уровня знаний русского фольклора
2 этап - практический
Мероприятия Цель
Реализация плана проекта Обеспечение работы с детьми в рамках проекта
Привлечение родителей к участию в работе проекта Вовлечение родителей к работе над проектом
Музыкально-театральное развлечение «Дудочка» Закрепление знаний детей об устном народном творчестве
Фото-отчёт по проекту Обеспечение наглядности по работе над проектом
3 этап – аналитический
Мероприятия Цель
Проведение диагностики по результатам работы над проектом
Выявление динамики уровня знаний устного творчества
Составление отчёта по реализации и результатам проекта Анализ проделанной работы, распространение педагогического опыта
План реализации проекта
Месяц Мероприятия Цель Работа с родителями
Март
1. Беседа с детьми по теме «Народная игрушка»
Познакомить детей с устным народным творчеством Беседа с родителями о целях и задачах проекта
2. Разучивание потешек: «Ты играй, моя дуда», «Ой, ду-ду», «Ваня, Ваня, пастушок»
Направить детей на восприятие красоты и певучести русского народного слова, развивать умение выполнять подражательные движения в соответствие с текстом потешки Анкетирование родителей на предмет использования устного народного творчества в семье
3. Прослушивание и подпевание песенкам «Пастушок играет на дудочке», «Весенний хоровод»
Вызвать желание подпевать русским народным песням, развивать знания хороводах Изготовление папки-передвижки «Разучите с детьми»
4. Совместная деятельность по рисованию на тему
«Пастушья дудочка»
Развивать умение изображать образы из
устного народного творчества Развитие совместного творчества родителей и детей
Апрель
1. Чтение русской народной сказки «Пастушья дудочка» с использованием настольного театра
Развитие читательского опыта за счёт русских народных сказок Консультация для родителей по теме: «Роль устного народного творчества в воспитании детей»
2. Лепка «Дудочки для ребят»
Развитие изобразительных навыков через лепку русско-народных образов Привлечение родителей к участию в педагогической копилке «А у нас в семье (делиться любимыми в семье произведениями русского фольклора)
3. Драматизация потешки «Ай, ду – ду – ду -ду! Сидит ворон на дубу!» Развитие творчества, воображения
4. Пальчиковая гимнастика «Волшебная дудочка» Развитие умений сопровождать свои игровые действия устным народным творчеством Консультация о пальчиковом театре «Пальчиковый театр» - как средство речевого развития
Май 1. Рассматривание альбома «Моя любимая потешка» (иллюстрации к потешкам, песенкам, сказкам)
Расширение знаний о устном народном творчестве, повторение знакомых потешек,песенок,сказок) Привлечение родителей к изготовлению костюмов для развлечения «Ты играй, моя дуда»
2. Чтение сказки «Колобок» с показом настольного театра
Обогащение читательского опыта за счёт русских народных сказок Фото-отчёт для родителей по теме проекта
3. Развлечение «Ты играй, моя дуда»
Развитие умений использовать знания о устном народном творчестве в различных видах детской деятельности
4. Дидактические игры «Кукушка и дудочка», «Гуси»
Способствует развитию речи, мышлению детей формирования словарного запаса
Были проведены занятия:
Познание (окружающий) – беседа с детьми «Народная игрущка»
- беседа о музыкальных игрушках – дудочка, свистулька
Коммуникация - рассматривание иллюстраций к потешкам, песенкам
Музыка– «Пастушок играет на дудочке», «Весёлый хоровод»
Художественная литература – разучивание потешек «Ты играй, моя дуда», «Ой,ду-ду», «Ваня,Ваня,пастушок
Художественное творчество (рисование) – «Пастушья дудочка»
Лепка - «Дудочки для ребят»
Беседы:
-Беседа «народная игрушка»
-Беседа о музыкальных игрушках: дудочка, свистулька
Познакомились с русскими народным потешками
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
Баю-бай, баю-бай
Ты собаченька не лай…
Киска брысь, киска брысь
На дорожку не садись…
Кот на печку пошел
Горшок каши нашел…
Гуси, гуси га-га-га…
Ай ду-ду сидит ворон на дубу…
Ай ды-ды не боимся мы воды…
Солнышко-ведрышко нарядись!
Солнышко красное, покажись!
Пальчиковые игры
1. Волщебная дудочка
2. Идет коза рогатая
Разучивание потешек «Ты играй,моя дуда», «Ой ду-ду»,Ваня,Ваня,пастушок»
Ой ду-ду, ду-ду, дуду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала. - На-ка, милый пастушок,
Ты спеши - ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу (имя ребенка) кашкой кормить.
«Ваня,Ваня. пастушок»
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Прослушивание и подпевание песен:
1.«Весенний хоровод»
1. Согревайте скорей землю солнышка лучи,
Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.
А мы песенку споём, хоровод заведём. (2 раза)
2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,
Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споём, хоровод заведём. .(2 раза)
2.«Ваня, Ваня, пастушок»
На лугу стоят овечки,
Шерсть закручена в колечки,
И играет для овечек
На свирели человечек.
Это Ванечка, пастух!
У него хороший слух.
Он и волка ненавидит,
И ягненка не обидит,
Не обидит нипочем.
Быть Ванюше скрипачом!
Конспект НОД по рисованию в 1 младшей группе «Пастушья дудочка»
Тема: «Пастушья дудочка»
Программное содержание: Учить детей раскрашивать дудочку, не выходя за контур; развивать аккуратность, самостоятельность; воспитывать желание рисовать красками.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье»
Материалы: дудочки разных размеров и цветов, альбомные листы с изображением контура дудочки, кисточки, краски (гуашь) зеленого, желтого, красного цвета, баночки с водой, салфетки – на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Пастушок»
Чтение потешки «Ой,ду-ду…»
Ход НОД:
1. Игровой момент. Звучит музыка: играет пастушья дудочка.
Воспитатель показывает детям картину с изображением пастуха играющего на дудочке
Воспитатель: Дети, а кто это играет на дудочке?
Ответы детей
Правильно дети: это пастушок
Воспитатель объясняет детям для чего нужна пастушку дудочка, какие бывают дудочки и показывает как они звучат, раздает каждому по дудочке, дети играют
На лугу стоят овечки,
Шерсть закручена в колечки,
И играет для овечек
На свирели человечек.
Это Ванечка, пастух!
У него хороший слух.
Он и волка ненавидит,
И ягненка не обидит,
Не обидит нипочем.
Быть Ванюше скрипачом!
Воспиатель читает детям потешку
Ой ду-ду, ду-ду, дуду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала. - На-ка, милый пастушок,
Ты спеши - ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу (имя ребенка) кашкой кормить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пока мы с вами играли, пастушок у нас загрустил. Как вы думаете, почему? (воспитатель показывает картину пастух без дудочки). Он потерял свою дудочку.
Давайте поможем ему, нарисуем дудочку для пастуха и для всех ребят.
Воспитатель, сообщает ребятам, что дудочки у нее уже нарисованы, осталось только их закрасить
(дети раскрашивают дудочки, звучит фонограмма «Игра на дудочке»
2. Основная часть. Показ приёма закрашивания.
3. Пальчиковая игра (по выбору воспитателя).
4. Самостоятельная работа детей. (Воспитатель в процессе работы помогает детям; контролирует правильную осанку детей за столом).
5. Анализ работ. Дети вместе с воспитателем рассматривают дудочки, радуются. Воспитатель хвалит всех детей. Пастушок благодарит детей за рисунки и прощается с детьми.
Конспект НОД по рисованию в 1 младшей группе «Пастушья дудочка»
Тема: «Пастушья дудочка»
Программное содержание: Учить детей раскрашивать дудочку, не выходя за контур; развивать аккуратность, самостоятельность; воспитывать желание рисовать красками.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье»
Материалы: дудочки разных размеров и цветов, альбомные листы с изображением контура дудочки, кисточки, краски (гуашь) зеленого, желтого, красного цвета, баночки с водой, салфетки – на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Пастушок»
Чтение потешки «Ой,ду-ду…»
Ход НОД:
1. Игровой момент. Звучит музыка: играет пастушья дудочка.
Воспитатель: Дети, а кто это играет на дудочке?
Ответы детей
Воспитатель показывает картину с изображением пастуха играющего на дудочке
Воспиатель читает детям потешку
Ой ду-ду, ду-ду, дуду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала. - На-ка, милый пастушок,
Ты спеши - ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу (имя ребенка) кашкой кормить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пока мы с вами играли, пастушок у нас загрустил. Как вы думаете, почему? (воспитатель показывает картину пастух без дудочки). Он потерял свою дудочку.
Давайте поможем ему, нарисуем дудочку для пастуха и для всех ребят.
Воспитатель, сообщает ребятам, что дудочки у нее уже нарисованы, осталось только их закрасить
(дети раскрашивают дудочки, звучит фонограмма «Игра на дудочке»
2. Основная часть. Показ приёма закрашивания.
3. Пальчиковая игра (по выбору воспитателя).
4. Самостоятельная работа детей. (Воспитатель в процессе работы помогает детям; контролирует правильную осанку детей за столом).
5. Анализ работ. Дети вместе с воспитателем рассматривают дудочки, радуются. Воспитатель хвалит всех детей. Пастушок благодарит детей за рисунки и прощается с детьми.
Фото пальчиковой гимнастики
Фото
Дид. игра «Кукушка и дудочка»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дид. игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста –описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.)
Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)
Конспект занятия по лепке «Музыкальные инструменты «Дудочки для ребят»
Цели:
Продолжить знакомить детей различными музыкальными инструментами
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме
Формировать представления о цвете, форме, величине
Познакомить с музыкальными произведениями
Закрепить умения лепить из пластилина
Развивать слух, мышление, мелкую моторику
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в группу, звучит мелодия «Дудочка»- русский оркестр и видят сидящих на стульчиках трёх медвежат
Воспитатель: Дети, а кто к нам пришёл сегодня в гости?
Ответы детей
Воспитатель читает детям стихотворение :
У мамы медведицы трое детишек – мохнатых, подвижных медвежьих мальчишек
Шалить и бороться готовы весь день
Медвежьим ребяткам резвиться не лень
Воспитатель: Ребята, что-то наши мишки загрустили, давайте их развеселим!
Проводится игра «Раздай медведям дудочки»
Воспитатель: Наши медвежата любят играть на дудочках
Раздайте им дудочки правильно: самому большому – самую большую дудочку, медведю поменьше – дудочку поменьше, а самому маленькому медведю – самую маленькую дудочку
Звучит мелодия «Дудочка – свистопляска»
Дети провожают медвежат обратно в лес и рассаживаются на свои места
Лепка «Дудочки для ребят»
Воспитатель: Понравилось вам ребята играть с медвежатами?
Ответы детей
Медвежата ушли в лес вместе с дудочками и дудочек у нас не осталось. Может быть, сделаем себе дудочки из пластилина?
Ответы детей
Давайте посмотрим, на что похожа дудочка (воспитатель показывает детям изображенную дудочку на картинке)
Дудочка сделана из палочки. А помните ли вы, как можно раскатать палочку?
Покажите, как это делается (дети выполняют прямые движения ладонями).Правильно, так мы и будем лепить дудочку.
Воспитатель показывает приёмы раскатывания из пластилина, дети с помощью воспитателя спичкой протыкают отверстия.
Воспитатель показывает, как аккуратно разложить их на дощечки.
Рефлексия
Работы детей раскладываются на дощечке.
Лепка «Дудочки для ребят»
Аналитический этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, позновательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.)
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
На знакомство с разными видами дудочек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую, музыкально игровую).
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература:
1. Русские народные потешки «Ладушки»-М,1998г. ,
2. Потешки для малышей-М,2009г,
3.