Светлана Глущенко
Материал по работе с детьми по теме «Школьные принадлежности»
Предметный словарь: Класс, парта, доска, урок, расписание, предметы, математика, письмо, чтение, рисование, физкультура, форма, ученик, ученица, мел, учитель, учительница, завуч, дирек-тор, учебники, пенал, ручка, карандаши, тетрадь, альбом, кисточка, краски, ластик, картон, бумага, линейка, пластилин, клей, ножницы, оценка, школьники, звонок, перемена.
Глагольный словарь: Учиться, стараться, слушать, готовить, учить, получать, писать, считать, решать, рисовать, убирать, отдыхать.
Публикация «Материал по работе с детьми по теме „Школьные принадлежности“» размещена в разделах
Словарь признаков: Младшие, старшие, прилежные, усидчивые, аккуратные, внимательные, подготовительный, первый, хорошие, плохие, озорные, веселые, умные
Пальчиковая игра «Переменка».
Переменка! Переменка! Ритмичное сжимание-разжимание кулачков на обеих руках.
Отдохните хорошенько: Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Попеременное сгибание пальчиков обеих рук в кулачки.
Можно сесть и помолчать, Пальцы рук образуют «замок».
Только – чур! – нельзя скучать! Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.
Импровизация движений в соответствии с текстом.
«В школу».
Скоро в школу мы пойдём,
И портфель с собой возьмём.
В школе будем мы читать,
Будем ручками писать.
Физкультурой заниматься,
На «отлично» все стараться!
Игра «Великаны — гномики»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.
Например:
У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.
У великанов большие книги, а у гномиков — маленькие книжечки.
У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие.
У великанов большие тетради, а у гномиков — маленькие.
У великанов большие линейки, а у гномиков — маленькие.
У великанов большие ручки, а у гномиков — маленькие.
У великанов большие кисти, а у гномиков — маленькие.
«Исправь предложение» - учить правильно составлять предложение:
Лена в идти школа.
Портфель Наташа нести.
Мальчик уроке на отвечать.
Девочка не ходить школу в.
Игра «Как?»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагатель-ных
Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»
Мальчик —хороший ученик, он учится (как). (хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает (как). (внимательно).
Старательные ученики всегда делают уроки (как). (старательно).
Прилежные ребята учатся (как). (прилежно).
Тот, кто получает отличные отметки, учится (как). (отлично).
Игра «Скажи наоборот»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.
Маша опрятная девочка, а Саша —. (неряшливый).
Лида старательная ученица, а Катя —. [ленивая).
Женя толстый, а Лена —. (худая).
Витя сильный, а Рома —. (слабый).
Коля храбрый, а Костя —. (трусливый).
Даша учится хорошо, а Олег —. (плохо).
У Олеси портфель новый, а у Иры —. (старый).
Игра «Семейка»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.
Слова: школа, книга, учить.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.
Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и
расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуко-вой анализ.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыва-нию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)
А. Рождественская
Это что тут за зверёк
Ходит вдоль и поперёк?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост.
(Кисточка)
В. Данько
Крошки-птички
Сели в ряд
И словечки говорят. (Буквы)
В. Фетисов
На чёрном поле
Скок- поскок —
Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)
В. Кремнев
Открыть свою тайну любому готова,
Но ты от неё не услышишь ни слова.
(Книга)
А. Костаков
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Я б такой исполнил танец.
Но нельзя, я школьный. (ранец).
Текст для пересказа
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш!
А Катя и говорит:
—Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает
Лена:
—Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
—Мама-то позволила, а брата я не спросила.
—Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена.
—Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
—Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди вилась Катя, побежала за ней.
—Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
По В. Осеевой
Вопросы:
Почему Лена попросила у Кати карандаш?
Что ответила Катя?
Что случилось на другой день? На третий?
Почему Лена не взяла карандаш?
Что произошло на уроке?
Почему Катя покраснела?
Что сказал учитель девочкам?