Бежина Софья
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №91»
г. Кемерово
«Школа. Школьные принадлежности»
подготовила :
учитель-логопед Бежина С. А.
г. Кемерово
Коррекционно-образовательные цели:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Школа, Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школьные принадлежности
- Темочки
- Активизация и актуализация словаря по теме.
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие цели :
- Развитие связной речи, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения.
- Обучение детей приемам эмпатии.
- Развитие зрительного внимания
- Развитие координации движения
- Развитие речевого дыхания
-Развитие фонематического восприятия
Воспитательные цели:
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи.
Оборудование.
Панно с наглядным картинным материалом по теме занятия, индивидуальный раздаточный материал.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано», Л. Пантелеев «Буква ТЫ». А. Н. Толстой «Золотой ключик».
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. Для начала отгадайте загадки. К нам пришел гость, а вот кто он, вы догадаетесь, отгадав загадку.
Это, что за очень странный.
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
А зовется. (Буратино).
- Давайте вспомним, куда Буратино собирался идти прежде, чем попал на представление Карабаса Барабаса?
- Правильно, в школу. Сегодня мы поговорим с вами о школе и школьных принадлежностях. Давайте отгадаем и назовем, с какими предметами вы пойдете в школу.
1. Упражнение на развитие слухового внимания и логического мышления. (Загадки о школьных принадлежностях)
Любим нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (карандаши)
Это что тут за зверек
Ходит вдоль и поперек?
В краске выпачканный нос,
Деревянный хвост. (кисточка)
Карандаш ты вставишь точно
Будет остро он заточен
И посыплются опилки
Из пластмассовой … (точилки)
Толстенькая свинка
Мягонькая спинка.
По альбому пробежится-
Станет чистою страница (Резинка)
В этом ящичке цветном
Для линейки, ручек дом.
Догадались, что за ящик
Новый, яркий и блестящий. (Пенал)
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны (Глобус)
2. Упражнение на развитие связной речи. Беседа о школе.
- Видите, как много принадлежностей нужно носить с собой в школу. Давайте назовем, для чего же они нужны? Дети отвечают полным предложением.
-Зачем нужны ручка и карандаш?
Зачем нужны тетради и учебники?
- Зачем дети ходят в школу? (получать знания учится, общаться, узнавать новое, развиваться)
- Как называются дети, которые ходят в школу? (ученики, школьники)
- Кто учит детей в школе? (учитель)
-Подумайте, чему вы научитесь в школе?
2. Упражнения с использованием фронтального материала
Развитие лексико-грамматического строя
Логопед:
- Ребята, Буратино собрался в школу, но у него нет одной важной вещи, давайте, выполнять задания и открывать по одной букве, в конце занятия, вы узнаете, что это за вещь. На доске изображен Буратино, в руках у него школьные принадлежности и закрытые изображения букв.
Итак, задание первое (образование антонимов).
1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Моя школа далеко, а твоя близко
Моя линейка длинная, а твоя короткая
Моя кисточка широкая, а твоя узкая
Мой автобус приехал, а твой уехал
Моя книга толстая, а твоя тонкая
Мои ножницы острые, а твои тупые
-Ребята, вы справились, открываем букву.
2. Дидактическая игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов).
Логопед: Ребята вы сказали, что в школе вы будете учиться, давайте подумаем, какие слова образованы от этого слова? Ответьте на вопросы: как называется человек, который учится? (ученик)
-Человек, кто обучает? (учитель)
-Книга, по которой учатся? (учебник)
-Очень умный человек, который много учился и много знает? (ученый)
-Предметы, которые принадлежат ученику и служат для учебы? (ученические)
-Открываем вторую букву.
3 Упражнение (согласование числит+сущ). Дети по очереди считают предметы. Одна (линейка, ранец, тетрадь, букварь) две, три, четыре, пять.
- Открываем третью букву.
4. Упражнение на образование сложных слов.
Логопед: Дети а сейчас попробуйте назвать одним словом словосочетания.
- У Мальвины голубые глаза, значит она какая? (голубоглазая)
У Пьеро бледное лицо, значит он какой? (Бледнолицый)
- У Буратино длинный нос, значит он какой? (длинноносый)
- У Артемона острые зубы, значит он какой? (острозубый)
- У кота Базилио короткие лапы, значит он какой? (коротколапый)
- У лисы Алисы длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая)
- У Артемона короткая шерсть, значит он какой? (Короткошерстный)
- Открываем четвертую букву.
5. Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза. Прохлопать и определить количество слогов в словах. Сколько слогов в слове (ручка, карандаш, линейка).
- Открываем пятую букву.
6. Упражнение на развитие слухового внимания. «Услышишь звук- хлопни». Дети определяют звук Ф. (Ваня, фонтан, филин, весло, веселый, футбол)
- Открываем шестую букву.
7. Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза. Логопед пишет на доске слово карандаш. Определить звуки на согласный /гласный, тведый/мягкий, глух/звонкий.
- Открываем седьмую букву.
8. Упражнение «Четвертый лишний» .
Логопед: Ребята, определите лишнее слово и ответьте, почему так думаете? (карандаш, фломастер, ручка, указка, (книга, журнал, энциклопедия, тетрадь,
- Открываем восьмую букву. Из полученных букв, дети складывают слово ПОРТФЕЛЬ.
- Итак, ребята сегодня мы свами говорили о школьных принадлежностях. Без чего невозможно пойти в школу, правильно без портфеля.
3. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «В школу»
В школу осенью пойду, шагают пальцами двух рук по столу
Там друзей себе найду
Научусь писать, читать загибать пальцы на двух ладонях одновременно
Быстро правильно считать
Языками овладею раскрывать ладони и растопыривать
Самым сильным стать сумею. Пальцы
4. Закрепление изученного на индивидуальном материале.
Логопед:
А теперь, ребята, посмотрите, перед вам лежат раскраски, на которых изображены предметы, раскрасьте только те, которые вам необходимы для школы. Дети раскрашивают раскраску.
Подведение итогов: Итак, сегодня мы с вами говорили о предметах, которые понадобятся вам в школе. Вы узнали, для чего они нужны. Вы помогли Буратино собраться в школу. Ведь без портфеля все эти вещи принести в школу невозможно. Наше занятие подошло к концу!
Список использованной литературы
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
2. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб. -метод. пособие. —М. : Соц. -полит, журн., 1994.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
– Спб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.
4. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С. Н. Шаховской, В. Волосовец. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
5. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе. Основы теории и практики логопедии. Детство-пресс. – С-П., 2018.
7. Петрова В. Г., Белякова И. В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
8. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под
ред. Власовой Т. А. и др. – М., 1982.