наталья панова
Математическая игра «Образование числа 5» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Панова Наталья Александровна, г. Кемерово, МБДОУ №202.
Возраст: средняя группа 4-5 лет
Тема: Образование числа 5
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
Образовательные :
- Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько»
Публикация «Математическая игра „Образование числа 5“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Совершенствовать умение составлять группы из пяти предметов, обозначать их общим словом (растения, животные и т. д.)
- Закреплять умение понимать обращённую речь и отвечать на вопросы взрослого.
- Развивать логическое мышление у детей, наблюдательность. Умение сопоставлять, сравнивать.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, познавательный интерес, самостоятельность, активность, дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: Демонстрационный материал : магнитная доска, яркие плоскостные фигуры (3мальчика и 2 девочки, фотоаппараты - 10 штук
Раздаточный материал : картинки растений, животных, птиц, рыб, насекомых и т. д., отметки-пятёрки
План проведения занятия:
Вводная часть - 5 минут; приё мы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа; форма: игра, занимательные упражнения, беседа;
Основная часть – 10-12 минут; приё мы работы: рассказ, беседа, дидактическая игра, иллюстрация, демонстрация; самостоятельная работа; формы: занимательные упражнения
Заключительная часть – 2-3 минуты; приё мы работы: закрепление, усвоение материала, форма: сюрпризный момент.
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационная игра : «Дружно пальчики считали»
Воспитатель: Ребята, встаньте ровно по краю ковра напротив доски. Давайте встанем красиво как средняя группа. Руки уберите за спину. Послушайте внимательно интересную задачку. Жил – был Костя (прикрепляет к магнитной доске фигурку мальчика 15 – 20 см роста веселого шагающего). Жил – был Дима (ставим еще одного, и девочка Оля, и мальчик Вова (ставит фигурки). Сколько же детей жили – были?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Чего четыре или кого четыре?
Дети: Четыре ребенка жили – были.
Основная часть:
Воспитатель разыгрывает спектакль в игровой форме.
Воспитатель: Костя говорит: «Пойдем в поход». Дима «Будем путешествовать». Прибежала Таня (ставит пятую фигурку) : «Возьмите меня тоже». Сколько же детей отправились в поход? Один ребенок (как бы про себя… и показываете жестом) Костя; да ещё один ребенок…Дима, да еще один ребенок…Оля, да еще один ребенок…Вова, да еще один ребенок…Таня? Всего пять ребят (обводящий жест). Если считать от Кости…Один, Два, Три, Четыре, Пять – получится 5 ребят. А если считать от Тани, сколько же тогда отправится ребят в поход.
Дети: Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Кто догадался, как получилось пять ребят?
Дети: Пять…собирались четверо ребят идти в поход, а потом прибежала Таня.
Воспитатель: А Таня – ребенок? Как же нужно сказать? (было четыре, да еще один, получилось пятеро детей). Вот как интересно получается число пять : четыре (показывает на фигурки, да еще один (показывает) получиться «Пять» (обводящий жест всей группы).
У фигурки первого мальчика прикреплен фотоаппарат.
Воспитатель: А вот у Кости – один фотоаппарат, а можно сделать так, чтобы было пять фотоаппаратов? Как?
Дети: Надо дать фотоаппараты Диме, Оле, Вове, Тане.
В: Дать фотоаппараты? Сколько ещё фотоаппаратов нужно?
Воспитатель: Всего четыре, ведь один есть, да еще четыре, и тогда станет пять фотоаппаратов. Давайте проверим. Иди Люба, раздай фотоаппараты ребятам.
(«Фотоаппараты» лежат на столе кучкой, не разложены, их больше, чем надо) Люба:
Люба: Диме один, Оле один, Вове один, Тане один.
Воспитатель: Сколько же ты фотоаппаратов ты дала? (обводящий жест).
Люба: Дала четыре фотоаппарата.
Воспитатель: А сколько же получилось фотоаппаратов у всех ребят?
Люба: Всего получилось пять фотоаппаратов.
Воспитатель: Молодец, Люба!
Физминутка
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Давайте отдохнём.
Один, два, три, четыре, пять!
Один, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши)
Начал заинька скакать (руки на пояс)
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул аж пять раз (лёгкие прыжки). Молодцы.
А теперь подойдём к доске.
Воспитатель: Костя сказал: «Я буду фотографировать» и Таня сказала: «Я буду фотографировать» В походе они все фотографировали, получилось много разных фотографий, но все они перепутались. Поможем ребятам фотографии разобрать? (да) Возьмите каждой по одной картинке.
(дети подходят к столам и берут по одной картинке). Кто взял картинку садитесь на стульчики. Посмотрим, что же ребята фотографировали?
Дети: Берёза, воробей, щука, василёк…
Воспитатель: Что же они фотографировали? Что у тебя?
Дети: Деревья, воробей… могут назвать вид, а не группу.
Воспитатель: Вот какие разные они фотографии сделали. Сколько ребят пошло в поход?
Дети: Пятеро.
Воспитатель: У каждого получилось пять фотографий. Вы пойдите к левому столу, а вы сюда к правому столу и подберите по пять фотографий. Сколько у вас в руках фотографий?
Дети: Одна.
Воспитатель: Сколько картинок ещё нужно подобрать, чтобы получилось всего пять?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Ребята, подберите фотографии так, чтобы можно было назвать картинки одним словом.
Воспитатель: (Принимаете и спрашиваете). Сколько ты принес фотографий?
Дети: Пять
Воспитатель: Пять чего?
(Может быть, он принес пять деревьев, а может пять растений. Например, березу, одуванчик, василек, дуб, морковь).
Ребё нок: Одно растение…береза, да еще одно растение… дуб, да еще одно растение. и т. д. Всего пять растений. (Ребёнок должен назвать общим словом собранные фотографии).
Выбор картинок позволяет восстановить представление о живом: о растениях, о животных, о птицах, о рыбах, о плавающих (могут быть и птицы, и рыбы, и звери и др., о летающих (насекомые, птицы, о детёнышах. Но может быть объединение по ассоциативным связям: по цвету, по форме, по месту произрастания, (например, пять жителей луга: клевер, стрекоза, божья коровка, кузнечик, одуванчик; леса – гриб, зверь, птица, дерево, куст ягоды.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, решили мы с вами интересную задачку? Про кого задачка? С каким числом познакомились? (с числом пять) Чем занимались? (считали ребят, фотографии). Что больше понравилось?
Воспитатель: Сегодня на занятии все работали хорошо, но некоторые постарались и заслужили вот такие пятёрочки. Молодцы! (вручение пятёрок)