МААМ-картинки

Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС

Марина Цыбульская
Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения.

Публикация «Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС» размещена в разделах

В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению. Исходя из того, что структура дефекта у детей с речевой патологией сложна, многообразна по своим проявлениям и не ограничивается только речевой сферой, готовность к овладению грамотой не формируется спонтанно и самостоятельно.

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования, к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в общеобразовательную школу из группы компенсирующей направленности с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому необходимо уже в детском саду готовить детей к овладению грамотой.

Цель данной статьи: описать наиболее эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической коррекционной работе.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

2. Научить детей чтению и письму.

Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.

Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.

Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.

Поэтому, развитие навыков звукового анализа и синтеза должно быть одним из важных направлений в коррекционной работе.

Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звукобуквенного анализа и обучению чтению.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Детям предлагаются для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

В учебный процесс постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал: «Звуковички», которыми обозначаем изучаемые звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «девочки» в красном костюмчике; изучая согласные звуки, вводится образ «мальчика». Синим цветом, обозначаем твердые согласные, зеленым – мягкие согласные звуки. Звонкость и глухость согласного звука обозначаем наличием или отсутствием колокольчика. Данное пособие используется на каждом занятии, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Эффективным приемом звукового анализа и синтеза слов является игра – сказка «Теремок», известная и любимая всеми детьми, только вместо сказочных персонажей в теремок приходят жить «Звуки» или «Буквы», которые подбираются так, чтобы в заключении дети могли составить и проанализировать слово. На начальном этапе обучения можно предложить детям дать характеристику звука.

Например: - Кто в теремочке живет?»

- Я звук У – гласный, а ты кто?

- Я звук П – согласный, глухой, твердый.

Еще один интересный прием «Составь слово» - дети изображают динамическую позу той или иной буквы («Алфавит телодвижений»); игра «Телеграфисты» - дети учатся составлять слоговую схему слов, опираясь на длительность звучания ударного слога. Ударный слог обозначается чертой, безударный – точкой.

Эту же игру можно проводить в форме «Живые звуки». Дети очень любят подвижные игры, поэтому им нравится прием использования двигательных действий. Например: «Прыгни столько раз, сколько в слове слогов»; «Подбрось мяч столько раз, сколько в слове звуков, слогов»; «Прыгни от буквы к букве, чтобы получилось слово».

Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота, Н – носилки и т. д. Символы, наглядные образы помогают детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы. Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штрихование букв. Предлагаются разнообразные формы построения занятий:

Путешествие в «Мир звуков», «Буквоград», «Страна знаний», и другие

игры – соревнования: «Аукцион знаний», «КВН», «Викторина», «Поле чудес».

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно - дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такая форма проведения занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно - тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Использование этих игр и игровых приемов помогают детям быстрее и легче овладеть навыком чтения.

Используемые игры и упражнения заслуживают внимания и могут быть использованы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, для формирования навыков звукового анализа и синтеза. Это позволяет детям с речевыми нарушениями успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.

Литература

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - М. 1996

2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. С – Петербург, 1995

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М. ,1993

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у дошкольников через создание объёмной аппликации с учетом реализации ФГОС Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном.

Создание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОССоздание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОС Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 3 1.3. Формы и методы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей В современных исследованиях.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 4 Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. 2.1.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 5 2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей и анализ.

Деловая игра «Творческие россыпи». Современные подходы к ознакомлению дошкольника с миром природы с учетом требований ФГОС Деловая игра «Творческие россыпи» Тема: «Современные подходы к ознакомлению дошкольника с миром природы с учетом требований ФГОС ДО» Цель:.

Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС «Знакомство со струнными инструментами» Составила: Земскова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МБУ детский сад № 200 «Волшебный.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС .

Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС В настоящее время в России сложилась критическая демографическая ситуация. Новое поколение родившихся уступает по численности предыдущему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 16:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбульская (УИ 193666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД