алина демина
Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности.
Демина А. А.
Фролова Н. Н.
Публикация «Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Перед педагогическим коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения стоит непростая задача подготовить наших воспитанников к обучению в школе, а в будущем – и к cамостоятельной жизни. Эта задача становится еще сложней для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как известно, у детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие вcей познавательной деятельности, оcобенно на уровне произвольности и оcознанности; внимание неуcтойчивое, трудности при включения, переключения и распределения; нарушения всех cвойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой cферы, а так же нарушены все виды восприятия.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
В своей работе мы стараемся развивать у детей различные виды восприятия. В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения когнитивными навыками. Естественно начинаем работу с названий геометрических фигур и основных цветов. Уяснив названия геометрических фигур, дети легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. В дальнейшем продолжаем изучать качества предметов и развиваем тактильное восприятие. С помощью простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Горячий-холодный», «Почтовый ящик») учим детей описывать свои ощущения, тем самым обогащаем активный словарь такими прилагательными: теплый, холодный, шершавый, круглый, гладкий и т. д. Целостность восприятия развиваем с помощью игр с картинками: «Сложи картинку», «Чего не хватает?», «Дорисуй!», «Что изменилось?», «Найди половинку», «Сделай игрушку», «Собери целое» и т. д.
В процессе формирования пространственного восприятия часто возникают следующие трудности:
-дети не знают части суток (утро, день, вечер,
-дети не могут определить право-лево,
-не пользуются предлогами (в, на, под, около, за, и т. д) для определения местоположения предмета,
-не ориентируются на листе бумаги,
-не соотносят ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.
-не могут определить свое местоположение в пространстве
Для преодоления этих трудностей мы активно пользуемся дидактическими играми в режимных моментах: «Найди и назови», «Вверх-вниз», «Найди животных», «Холодно-горячо», «Где мяч», «Бегите ко мне», Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера и т. д. Пространственное восприятие развивается во время организованной продуктивной деятельности: предлагаем детям построить из палочек, нарисовать в воздухе, на бумаге, вырезать, вылепить из глины или пластилина. Это способствует развитию умения анализировать, сравнивать, абстрагировать форму от конкретного предмета. С целью закрепления знаний детей о пространстве можно учить превращать фигуры, например : с одной или нескольких геометрических фигур построить новые путем их реконструкции или сочетания; выполнить задание на дорисовывания незавершенных контуров фигур или предметов, охватывающих формы, которые изучались. Конструирование - это эффективный способ коррекции пространственного восприятия детей с нарушением речи. При составлении предмета дети устанавливают связь между целым и частями, осознают возможность разделения его на части, а затем снова создания единого целого, что имеет чрезвычайно важное значение для коррекционного развития пространственного анализа и синтеза. Важный этап формирования пространственных понятий - это развитие представления о расположении предметов друг относительно друга. Овладение умением определять пространственные связи между предметами связано с пониманием сложных логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями (по, перед, между, у, около, далеко и др.) И умением применять их в речи; пониманием пространственных связей между предметами, отображаются с помощью падежных форм слов, то есть путем беспредложное конструкций. Эти умения дети приобретают во время активных действий с предметами и их изображениями в игре, в процессе составления орнаментов из мозаики по словесной инструкции и тому подобное. В результате такой организации жизни дети накапливают богатые мышечные ощущения, двигательный опыт, их реакции становятся более быстрыми, точными. Пространство становится делимым : оно может быть слева, справа, спереди, сзади, высоко-низко, далеко-близко. Представления о перечисленных параметрах формируется через движения тела, через визуальные признаки, которые дополняют пространственные представления у детей, затем соединяются с понятием (словом) тут-там, туда-сюда, наверху-внизу. Одновременно с формированием представлений и понятий происходит развитие речи детей их активный словарь новыми словами, обозначающими свойства предметов, опосредующие их пространственные связи. Такой положительный результат напрямую зависит от слаженности работы всего коллектива: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
В заключение cледует отметить, что, хотя коррекция речи наших воспитанников с тяжелыми нарушениями речи является длительным и cложным процессом, тем не менее в результате специально организованной деятельности и систематичной организации дидактических игр, логопедических занятий у детей постепенно развивается пространственные отношения, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному раз-витию и обогащению речи в процессе свободного общения.