Лучший педагог года

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности

алина демина
Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности.

Демина А. А.

Фролова Н. Н.

Публикация «Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах

Перед педагогическим коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения стоит непростая задача подготовить наших воспитанников к обучению в школе, а в будущем – и к cамостоятельной жизни. Эта задача становится еще сложней для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как известно, у детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие вcей познавательной деятельности, оcобенно на уровне произвольности и оcознанности; внимание неуcтойчивое, трудности при включения, переключения и распределения; нарушения всех cвойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой cферы, а так же нарушены все виды восприятия.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

В своей работе мы стараемся развивать у детей различные виды восприятия. В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения когнитивными навыками. Естественно начинаем работу с названий геометрических фигур и основных цветов. Уяснив названия геометрических фигур, дети легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. В дальнейшем продолжаем изучать качества предметов и развиваем тактильное восприятие. С помощью простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Горячий-холодный», «Почтовый ящик») учим детей описывать свои ощущения, тем самым обогащаем активный словарь такими прилагательными: теплый, холодный, шершавый, круглый, гладкий и т. д. Целостность восприятия развиваем с помощью игр с картинками: «Сложи картинку», «Чего не хватает?», «Дорисуй!», «Что изменилось?», «Найди половинку», «Сделай игрушку», «Собери целое» и т. д.

В процессе формирования пространственного восприятия часто возникают следующие трудности:

-дети не знают части суток (утро, день, вечер,

-дети не могут определить право-лево,

-не пользуются предлогами (в, на, под, около, за, и т. д) для определения местоположения предмета,

-не ориентируются на листе бумаги,

-не соотносят ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

-не могут определить свое местоположение в пространстве

Для преодоления этих трудностей мы активно пользуемся дидактическими играми в режимных моментах: «Найди и назови», «Вверх-вниз», «Найди животных», «Холодно-горячо», «Где мяч», «Бегите ко мне», Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера и т. д. Пространственное восприятие развивается во время организованной продуктивной деятельности: предлагаем детям построить из палочек, нарисовать в воздухе, на бумаге, вырезать, вылепить из глины или пластилина. Это способствует развитию умения анализировать, сравнивать, абстрагировать форму от конкретного предмета. С целью закрепления знаний детей о пространстве можно учить превращать фигуры, например : с одной или нескольких геометрических фигур построить новые путем их реконструкции или сочетания; выполнить задание на дорисовывания незавершенных контуров фигур или предметов, охватывающих формы, которые изучались. Конструирование - это эффективный способ коррекции пространственного восприятия детей с нарушением речи. При составлении предмета дети устанавливают связь между целым и частями, осознают возможность разделения его на части, а затем снова создания единого целого, что имеет чрезвычайно важное значение для коррекционного развития пространственного анализа и синтеза. Важный этап формирования пространственных понятий - это развитие представления о расположении предметов друг относительно друга. Овладение умением определять пространственные связи между предметами связано с пониманием сложных логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями (по, перед, между, у, около, далеко и др.) И умением применять их в речи; пониманием пространственных связей между предметами, отображаются с помощью падежных форм слов, то есть путем беспредложное конструкций. Эти умения дети приобретают во время активных действий с предметами и их изображениями в игре, в процессе составления орнаментов из мозаики по словесной инструкции и тому подобное. В результате такой организации жизни дети накапливают богатые мышечные ощущения, двигательный опыт, их реакции становятся более быстрыми, точными. Пространство становится делимым : оно может быть слева, справа, спереди, сзади, высоко-низко, далеко-близко. Представления о перечисленных параметрах формируется через движения тела, через визуальные признаки, которые дополняют пространственные представления у детей, затем соединяются с понятием (словом) тут-там, туда-сюда, наверху-внизу. Одновременно с формированием представлений и понятий происходит развитие речи детей их активный словарь новыми словами, обозначающими свойства предметов, опосредующие их пространственные связи. Такой положительный результат напрямую зависит от слаженности работы всего коллектива: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

В заключение cледует отметить, что, хотя коррекция речи наших воспитанников с тяжелыми нарушениями речи является длительным и cложным процессом, тем не менее в результате специально организованной деятельности и систематичной организации дидактических игр, логопедических занятий у детей постепенно развивается пространственные отношения, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному раз-витию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гостях у Осени» Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «В гостях у Осени» Подготовила: воспитатель.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Подпрограмма «Развитие у детей с нарушениями речи пространственного ориентирования» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Сказка» Подпрограмма «Коррекционно-образовательная.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования «Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования» Творческие.

Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольниковРазвитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников Тема «Развитие зрительно – пространственного восприятия у старших дошкольников» С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 18:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД