Олеся Данилова
Мастер-класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги!
Слайд 1. Рада приветствовать Вас на мастер- классе по теме : «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
Главное достоинство экспериментирования в детском саду это то, что данный метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Публикация «Мастер-класс „Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Воспитатель пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с особенностями организации деятельности - детское экспериментирование.
Слайд 3. Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна.
Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы: «почему», «как», «бывает - не бывает».
Слайд 4. И мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
«Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Китайская мудрость гласит: «Скажи, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.»
А сейчас я приглашаю вас принять участие в мастер-классе.
Слайд 5. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Слайд 6. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса;
o развитию наблюдательности,
o мыслительной деятельности;
o творческих способностей,
o ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
o расширению кругозора детей;
o поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
o обогащению словарного запаса;
o воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Слайд 7. Изучив программу Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» использую её в организации детского экспериментирования.
Слайд 8. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений :
1. О материалах.
2. О взаимодействии веществ.
3. Об объектах неживой природы.
Слайд 9. В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры :
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Слайд 10. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.
Слайд 11. В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми я уделяю внимание методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, сочинению сказок, а так же использую художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.
Слайд 12. Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная, шкода
Спокойствия мишке не даёт,
А он ей всё прощает,
От досады чуть ли не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
Слайд 13. Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)
Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать.
Слайд 14. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно.
Слайд 15. Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла.
Слайд 16. И вдруг она увидела, что неподалеку течет река.
Слайд 17. Она подошла поближе и увидела, что на реке раскрылись сказочные кувшинки, но не все. А Маше очень хотелось, чтобы раскрылись все цветы. Давайте поможем ей и покажем, как раскрыть остальные цветы.
Проведем Опыт «Раскрывающийся цветок»
У нас есть цветы, которые закручены к центру при помощи карандаша. Положите их в тарелку с водой.
Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Слайд 18. Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи.
Слайд 19. И пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Слайд 20. Опыт «Тучка с дождём» (звучит звук дождя)
Эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.
Для эксперимента понадобится :
1. Стакан с водой 2. Пена для бритья
3. Краска (синяя гуашь) 4. Спринцовка.
Ход: 1. В стакан налить воду, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно). В целях экономии времени, у нас уже стаканы наполнены водой.
2. Аккуратно выдавите пену для бритья прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на облако (но не очень плотно, чтобы «дождь» быстро появился!
Покажите ребенку на этом примере, что:
прозрачная вода — это атмосфера (оболочка нашей планеты) А пена — это облако! А облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.
3. Сейчас размешайте краску с несколькими каплями воды. Затем, с помощью спринцовки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Мелкие капельки воды, собранные в облако, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облака на землю.
Слайд 21. Прошло немного времени, выглянуло солнышко и дождь закончился. И на небе появилось цветное коромысло. Как вы думаете, что увидела Маша?
Слайд 22. Давайте вместе с Машей полюбуемся этой волшебной красотой.
Перед вами стоят тарелки с разноцветными конфетами. Разложите из этих конфет разноцветный круг у себя на тарелке. Аккуратно в центр тарелки наливаем теплую воду и наблюдаем за происходящим. Начинается настоящее чудо!
Что же мы видим?
Вывод: вода растворяет конфеты и они окрашивают воду в разные цвета и получается настоящая радуга!
Сказка продолжается…
Слайд 23. Шла Маша, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Маше понравилось, что глаз не могла она отвести.
- Как Вы думаете, что увидела Маша? (Ответы педагогов). Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило её.
Слайд 24. Опыт. «Извергающийся вулкан»
Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём немного воды, добавим в него 2 ложки лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого мыла, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие соды с лимонной кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
Слайд 25. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша.
Слайд 26. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Слайд 27. Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Слайд 28. Опыт «Надувание мыльных пузырей»
Нам понадобится: коктейльная трубочка, вода, жидкое мыло.
Ход: В стакан с водой добавим несколько капель жидкого мыла и перемешаем при помощи палочки. Опускаем трубочку в мыльный раствор и надуваем пузыри.
Почему надувается и лопается мыльный пузырь?
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Слайд 29. Удачных экспериментов!
Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!
Рефлексия. Уважаемые коллеги: Предлагаю поделиться своими впечатлениями о мастер – классе на лепестках цветка. На обратной стороне цветка, на нижних лепестках Вопрос: Что я сегодня узнала? Что для меня было интересно? Что для меня было трудно? Теперь я могу…Я попробую Что меня удивило?
Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир. Спасибо всем за внимание!