Олеся Черникова
Мастер-класс для педагогов «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технология - кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в процессе обучения связной речи детей дошкольного возраста.
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.
Ход мастер-класса :
Добрый день! Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе.
Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий.
СЛАЙД 1 Тема моего мастер-класса «Технология КРОССЕНС как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…
СЛАЙД 2 Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 3 Так что же такое кроссенс?
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес.
СЛАЙД 4 Картинка – еж, елка.
- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? (У обоих есть иголки).
СЛАЙД 5 Следующая картинка рыба и приложенная к губам палец. (Молчание.)
(Ответы участников)
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
СЛАЙД 6 Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?
СЛАЙД 7Правильно. (Лиса).
СЛАЙД 8 На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов, в нашем случае знание сказок. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
СЛАЙД 9Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития связной речи, логического и творческого мышления. Попробуем?
СЛАЙД 10 Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам только вперед по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате.
«Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь (Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее (Собачку тоже зовут Шарик. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)
О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.
СЛАЙД 11 А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Вездевстречается цифра «7»).
Я предлагаю нашим командам приступить к выполнению задания. Ваша задача: отгадать, выбрать картинку, направление, в котором вы будете двигаться, и начать составлять рассказ (логической последовательности так, чтоб смыслы их пересекались.)
Участники мастер-класса выполняют задание в команде. А зрителям предложена игра «Эмоциональный кубик».
- Бросаем кубик по очереди, изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные отгадывают её. Давайте придумаем сказку о персонаже в соответствии с выпавшей эмоцией.
- Какая команда готова озвучить своё решение кроссенса? Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
СЛАЙД 12. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…
- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
- Найти связи между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
СЛАЙД 13 Эти этапы отображены на слайде:
- на стадии определения темы занятия,
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления материала,
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
- как творческое домашнее задание и т. д.
СЛАЙД14 Как вы поступите с информацией, полученной сегодня? (Ответы)
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!