Эльмира Рафикова
Мастер-класс «Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рафикова Эльмира Тихфятовна воспитатель
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское Детский сад «Солнышко» с. Борское
Цель:
Публикация «Мастер-класс „Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
-показать педагогам возможности применения техники сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи.
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.
Методическое оснащение :
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, «Кубики историй»
Методы :
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
План проведения:
I. Актуальность. Постановка проблемы.
II. Основные элементы опыта.
III. Практикум. Практические занятия
IV. Рефлексия.
I.Актуальность.
Тема мастер – класса «Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Монологическая речь у дошкольников вызывает большие трудности, воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Сегодня общение все больше уходит в мир виртуальный, а реальное общение становится предметом роскоши, искусством, к которому необходимо снова возвращаться и обучаться. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных школьников, а это влияет на качество обучения, на полноценное развитие каждого.
Для развития речи ребенка, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные. Одним из таких методов стал : интерактивный метод – сторителлинг, который возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
II. Основные элементы опыта.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой. Практика устных рассказов, сказок соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитательно-образовательном процессе.
В своей работе технику сторителлинг применяем как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках. При создании истории для детей, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. Начиная сочинять историю, подумайте, как визуализировать ее. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Нужно рассказывать ее так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. История должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен. Также важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
-Вступление.
-Развитие события.
-Кульминация.
-Заключение.
Виды сторителлинга которые можно использовать в работе с детьми:
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т. к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
2. Сторителлинг на основе повествования: информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой (вымышленный или реальный рассказчик). Этот метод используется для повышения интереса к данной теме.
3. Сторителлинг на основе сценария : ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время т. к. не подразумевает использование книг или дополнительного оборудования. Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в детском саду дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории. Дети получают огромное удовольствие от подобной деятельности. Используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
III. Практикум.
Ход мастер – класса.
Технология «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Представляю вам настольную игру-пособие жанра «storytelling» - «Кубики историй». Кубик на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Суть игры в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с завязки и от первого лица «Однажды.», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и увидела…», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве.».
На индивидуальных занятиях задается тема рассказа или сказки, либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинку и сам придумывает уже свою историю. На занятии используются 3-4 кубика.
Например, ребенку задается тема рассказа «Однажды мама варила варенье», выпадает изображение бабочки «Оно так вкусно пахло, что на его аромат прилетела бабочка» и т. д.
Используя кубики на подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех : первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Здесь используются от 6 до 9 кубиков.
Кроме «кубиков историй» для составления рассказов можно использовать сюжетные картинки. Каждый из участников игры вытягивает свою, рассматривает ее и по очереди рассказывают свою часть.
Сейчас мы с вами попробуем сыграть в «кубики историй». Мне нужно 6 человек. Вы можете выбрать какого-либо героя, который изображен на кубике, а можете по первому выпавшему кубику определить то, о чем будет ваша история. Попробуйте составить свою.
Участникам мастер-класса, предлагаю составить историю из фразеологизмов (например «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «по щучьему веленью» и др., которые будут представлены в виде картинок.
(С каким фразеологизмом ассоциируется данная картинка)
Сказка из фразеологизмов.
(В некотором царстве, в некотором государстве) жили – были две принцессы и были они такие красавицы, (что ни в сказке сказать, ни пером описать). И жили они (тише воды, ниже травы, в (избушке на курьих ножках). Вот решили они однажды (пойти туда – не знаю куда, принести то – не знаю что). Но подумали, что (утро вечера мудренее) и легли спать. А утром встали, никуда не пошли, а закатили (пир на весь мир). И я там был (мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Тут и (сказке конец, а кто слушал – молодец).
(Затем перехожу к группе, работающей с кубиками, они рассказывают свою историю.)
Рефлексия
Предлагаю ответить на вопросы:
- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?
- Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?