Марина Мошкова
Мастер-класс. Развитие познавательной активности методом проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
Задачи мастер-класса:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
- Способствовать профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на моем мастер – классе.
Тема которого «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования».
Я попрошу сейчас выйти ко мне 6 человек, чтобы помочь в проведении мастер – класса.
Публикация «Мастер-класс, Развитие познавательной активности методом проектирования» размещена в разделах
Пройдите, пожалуйста, к столу и возьмите понравившийся вам лист бумаги. (С одной стороны листа напечатано название этапа («персонажа») проекта ПРОБЛЕМА, ПОИСК, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДУКТ, ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а с другой стороны напечатан текст каждого «персонажа») А сейчас пройдите на стулья и ознакомьтесь с текстом, который вы в дальнейшем озвучите.
2. Теоретическая часть.
Предлагаю вспомнить определение познавательной активности
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Ведь каждый ответ на вопрос ребенка порождает новый вопрос. В этом проявляется его познавательная активность.
Чтобы развивать познавательную активность и поднимать ее интенсивность, нам педагогам необходима эффективная технология. И такой технологией я считаю - проектный метод. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям. На сегодняшнем мастер-классе мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода.
3. Сказка
Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам.
(Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст).
Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем, да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит разговор такой.
Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам.
Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ.
Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них.
И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную.
Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам».
И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила:
Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики.
Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать. Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические.
- Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти.
И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ.
Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский.
Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед.
Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали.
Вот и начали детушки поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая?
А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки показали.
- Тут ПРОДУКТ наконец появился.
Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить.
- А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная.
Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей!
- А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО.
Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье.
- А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Практическая часть
Коллеги делятся на группы по 6 человек, каждая группа получает определенную ситуацию. Необходимо найти проблему и спланировать проектную работу. Каждая группа кратко презентует свой проект. (Приложение 1)
На каждом столе находятся подсказки (модели трех вопросов по каждой ситуации - Приложене 2) – шпаргалки для работы над проектом.
Заключительная часть
На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
А закончить эту часть мастер-класса мне хотелось бы высказыванием китайского философа Конфуция:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она помогает мне в работе отлично!
Рефлексия
«Плюс – минус – интересно» (Приложение 3)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обратная связь
ПЛЮС (очень понравилось)
МИНУС (не сделала бы, изменила бы.)
ИНТЕРЕСНО (возьму на заметку., понравилось. и т. д.)