Елена Карпенко
Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области»
Выступление из опыта работы
на МО на тему:
«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».
Выступила: Карпенко Е. В.
воспитатель
Публикация «Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься!» Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Основная цель исследовательской деятельности : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Основные цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности :
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Основные задачи:
Познавательные
расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие :
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т. д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
Прежде чем приступить к любому эксперименту, нужно составить план предстоящей работы:
Выбираем объект исследования.
Подбираем оборудование.
Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
Определяем, для чего проводится опыт.
Определяем последовательность действий.
Повторяем правила безопасности.
Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
При организации исследовательской работы с детьми нужно соблюдать определё нные правила:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования и делать выводы.
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории:
1. приборы помощники (увеличительные стекла, песочные часы)
2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
3. природный материал (камешки, глина, песок, кора дерева, веточки рябины, почва, глина, шишки, спил и листья деревьев, семена)
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, мята)
4 утилизированный материал (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, трубочки для коктеля)
, ленточки).
Познавательно-исследовательская деятельность у нас проходит по четвергам во второй половине дня в 15.40 часов. У нас есть перспективный план познавательно-исследовательской деятельности на один год.
Месяц
Название темы
Цели
Сентябрь
1. Почему песочные часы называют песочными?
2. Сравнение глины и песка
3. Почему растения растут?
Выявить свойства песка и глины
Живая природа – условия роста растений
Выявить необходимые условия для роста растения
Октябрь
1. Какой вода имеет цвет?
2. Зачем кошке шершавый язык?
3. Вода и ее превращения
4. Где в природе есть вода
5. Где можно найти воздух
Определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы
Определить строение и значение языка кошки. Выяснить, какой корм любит кошка
Рассказать детям о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразных состояниях воды.
Обнаружить воздух в предметах
Ноябрь
1. Нужен ли корешкам воздух
2. Какие птицы улетают, а какие остаются?
3. Кто где живет
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями
Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в
неживой природе
Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных, развить интерес к окружающему миру
Декабрь
1. Нужен ли растениям зимой снег?
2. Какое любимое блюдо у наших братьев меньших?
3. Опыт со льдом
4. Зависимость свойств снега от температуры
Определить состояние растений от условий природы
Выяснить, какой корм любят животные и птицы
Выявит, что станет со льдом, если
поместить его в теплую воду
Выявить, что будет со снегом в тепле
Январь
1. Когда это бывает?
2. Зачем растения вертятся?
3. Каким бывает снег?
Понять зависимость освещенности предмета от силы источника
Показать, что для роста растения необходим свет
Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду
Февраль
1. Почему на небе разные звёзды?
2. Почему заяц меняет шубу?
3. Мои зеленые друзья
4. Что я знаю о себе
Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него
Установить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе
Формировать интерес к растительному миру, дать представление о строении растения
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
Март
1. Где появятся первые проталинки?
2. Почему птицы летают?
3. В каких условиях живут рыбки
4. Что спряталось в еловых шишках
Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений
Определить строение и приспособление птиц к окружающему миру
Дать представление о том, что рыбки хорошо чувствуют, так как живут в хороших условиях; в аквариуме много воды, вода прозрачная, комнатной температуры, в аквариуме много света, на дне песок, рыбки не голодают
Познакомить со строением шишки, семенами ели, показать особенности шишек: пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из- под которых падают семена
Апрель
1. Зачем растению нужен свет?
2. Почему растения нельзя поливать холодной водой?
3. Сколько ног у птиц и как они ходят?
4. Какая ворона? Какой воробей?
Показать, что для роста растения необходим свет
Определить влияние тепла и холода на рост растений
Уточнить представления о количестве ног у птиц и их функциях. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске (воробьи меленькие, серо-коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится; знать названия птиц
Май
1. Где спряталась вода?
2. Зачем бабочке цветная раскраска?
3. Как рыбки отдыхают
4. Кому нужна вода
Узнать, что песок и глина по-разному впитывают воду
Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире
Сформировать представление о том, что рыбки, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе и сне (они застывают в траве, возле дна; глаза остаются открытыми –у рыб нет век, но при этом они ничего не видят; когда рыбки спят, не надо шуметь возле аквариума)
Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья. В природе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду экономить – зря не лить, закрывать кран.
В своём выступлении я хочу рассказать о нескольких опытах, которые мы провели с детьми в последнее время.
1. Почему песочные часы называют песочными?
Цель: выявить свойства песка и глины.
Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.
Опыт
- Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.
- Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина –из комочков).
- Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.).
- Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины-неровная). Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие).
-Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно).
Итоги
Главное свойство песка – сыпучесть.
Главное свойство глины – рыхлость.
Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется
Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными
2. Где можно найти воздух?
Цель: обнаружить воздух в предметах.
Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.
Перед опытом проводим беседу о воздухе и предлагаю детям обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах.
Опыт
- Возьмите ленточки и подуйте на них. Что происходит и почему? (Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они начинают двигаться).
-Возьмите воздушные шарики и надуйте их, что получилось и почему? (Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух).
-Возьмите соломинки и стаканчики с водой. Соломинки опустите в воду. Через соломинку вдувайте воздух. Что вы видите? (Со дна поднимаются пузырьки). Что это? (Воздух).
- Возьмите соломинки, опустите в мыльную воду и сделайте мыльные пузыри. Что получилось и почему? (Мы вдуваем воздух через соломинку в мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные шарики).
- Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их, собрать в пакет воздух. Как можно набрать в пакет воздух? (Дети раскрывают пакет и набирают воздух).
Итоги
Ленточки колышутся.
Воздушные шарики надулись и летят.
Мыльные пузыри надулись и летят.
Воздух попал в целлофановый пакет.
Почему? Ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку. Шарики изменили свою форму, потому что мы их надули. Мыльные капельки полетели, потому что мы их надули воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.
Вывод: вокруг нас находится воздух. Он невидим, но он может попадать в предмет и изменять его.
Детям нравится проводить эксперименты. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским исследованиям. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.