Татьяна Минулина
Мастер-класс «Развитие голосового аппарата и голосовой функции дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА»
г. Покачи, 2018г
Минулина Татьяна Юрьевна, музыкальный руководитель
Цель: развитие певческих навыков, посредством вокально-интонационных упражнений.
Задачи:
• формировать вокально-певческие навыки: чистое интонирование, певческую дикцию, артикуляцию, дыхание;
• расширять знания о строении голосового аппарата и основ певческой гигиены;
Публикация «Мастер-класс „Развитие голосового аппарата и голосовой функции дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
• развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы;
• развивать слуховое, зрительное воображение, ассоциативное мышление;
• воспитание доброжелательных отношений в процессе певческой деятельности, обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств участников яркими музыкальными впечатлениями;
• способствовать самовыражению участников.
Форма проведения: мастер-класс.
Форма обучения: практическая.
Методы проведения: информационно-побуждающие, словесные, практические, наглядные.
Тема: «Игровые технологии, используемые в формировании вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Участники располагаются полукругом сидя на стульях.
1 этап. Вступительное слово.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в мастер-классе, тема которого «Развитие голосового аппарата и голосовой функции детей, через артикуляционную гимнастику и интонационно-фонетические упражнения».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника.
Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков.
Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение, доставляет поющему, удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой.
Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем (дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др).
Методов, техник, приемов, способов в работе по развитию певческих навыков огромное количество, но я хочу обратить ваше внимание на фонопедический метод развития голоса (автор В. В. Емельянов). Почему? Потому что, эти упражнения доступны каждому человеку.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программаустановления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами.
ФМРГ направлен на развитие голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо- эмоционального фона человека, развитию и гармонизации личности. Важной частью метода является развитие у обучающегося способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственное восприятие, т. е. правильно себя слушать и слышать.
2. этап Проведение тренинга
Сегодня я хочу познакомить вас с одним уникальнейшем музыкальном инструментом, с помощью которого наша жизнь становится более яркой, насыщенной и самое главное играть на этом инструменте может каждый – это человеческий голос. Этот инструмент мы не можем видеть, но мы все его хорошо слышим, и находится он внутри каждого из нас. Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.
Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларинтологи установили, что связки у низких голосов, длиннее, чем у высоких.
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т. д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.
Важную роль играет дыхание певца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.
В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.
Упражнение 1.
-Пожалуйста, встаньте, положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбрасываем дыхание, выдыхаем. Руки должны ощутить, как опали ребра.
Упражнение 2.
-Очень глубоко резко и быстро вдыхаем через нос (в нижние ребра). Следим, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдыхаем через рот.
Упражнение 3.
-Активно (через рот) вдыхаем, а на выдохе говорим слог да-да-да (шепотом… Говорить, надо так, чтобы “ощущать язычком” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними зубами, через которую “идет ниточка звука”. Язык должен ударять по твердому небу около корней верхних резцов. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
Упражнение 4.
-Делаем глубокий вдох ртом. На выдохе, протянуть, промычать звук “М”. Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, “заполнить вас” своим объемом. Горло широкое, звук протяжный. Затем заменяем звук “М” на “Н”, “В”, “З”.
Упражнение 5.
-А сейчас я вам предлагаю самое интересное упражнение «Мыльный пузырь.
- Делаем глубокий вдох и начинаем медленно, плавно выпускать воздух. Воздух из легких должен выходить постепенно и плавно. Возьмите, пожалуйста, флакончики с мыльными пузырями, откройте их. Надо надуть большой пузырь.
Коллеги, мы прибыли на станцию «Веселая гимнастика».
Чтоб красиво дивно петь
Надо рот наш разогреть,
Здесь надо постараемся,
Немножко покривляемся!
-Для выполнения веселой гимнастики понадобиться зеркальце. С помощью которого, каждый из вас будет следить, как он правильно выполняет упражнения. Возьмите в одну руку зеркальце и держите его так, чтобы вы видели свои губы и рот. Упражнения будем выполнять под мою команду.
1.«Кус - кус».
-Несколько раз слегка покусайте зубами кончик языка.
2.«Колбаска».
-Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.
3.«Жвачка».
-Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
4. «Щеточка».
-Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
5. «Иголочка».
-Упираемся языком в верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. «Лошадка».
-Пощелкаем языком, изменяя, форму рта. (Большая лошадь, маленькая лошадка).
7. «Конфетка».
-Почмокаем языком, изменяя форму рта. (Невкусная конфетка, вкусная кофетка).
8. «Рыбка».
-Покусаем нижнюю губу, покусаем верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
9.«Страшилка».
-Выворачиваем наружу нижнюю губу, выдвигаем вперед нижнюю челюсть и произносим звук «Ы».
10.«Ежик».
-Ставим указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаемся приподнять пальцы, мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.
11.«Удивление».
-Ставим указательные пальцы параллельно бровям, широко открываем глаза и приподнимаем мышцами лица пальцы.
-Молодцы!
-А сейчас отложите зеркальце в сторону. И переходим к последнему упражнению нашей веселой зарядки – это «Массаж лица».
12.«Массаж лица». Пройдем по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пальцы не должны тереть кожу, а должны сдвигать всю мягкую ткань. А теперь сделаем массаж кончиками согнутых пальцев, как молоточками. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
-Молодцы.
На пути станция пятая - «Озорные звуки».
-В школе на уроках русского языка мы изучали алфавит. Он состоит из букв. Буквы мы пишем, а произносим их с помощью чего? (ответы: звуков). Какие вы знаете звуки? (Ответы Детей).
-Правильно, звуки бывают гласные и согласные.
-Посмотрите на таблицу. На ней изображены «Согласные звуки».
-Нужно их произнести сильно, активно. Рот должен быть открыт максимально, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта не должны напрягаться. Кисти рук поднять на уровень рта. Кисти рук раскрываются так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Каждый звук произносим четыре раза.
-Молодцы.
-Переходим к следующему разделу. Здесь изображены «Гласные звуки».
-Откройте рот широко. Пальцы поставьте на щеки так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами. Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.
-Следующее упражнение «Вопрос-ответ» или «Горки».
-С помощью скользящей восходящей и нисходящей интонации мы с вами прокатимся на наших горках.
Упражнение «Мотоцикл» (штро-бас).
-А сейчас мы с вами покатаемся на нашем мотоцикле, ну, конечно не на настоящем, а на звуковом.
-Сделайте расслабленное выражение лица, язык мягкий лежит на нижней губе. Давайте издадим шумовой, низкий - рокочущий звук.
-Это сложное упражнение.
А сейчас я предлагаю немного отвлечься и расслабиться.
Упражнение «Уточка - крякалка».
-Упражнение это выполняется без звука. Рот надо открыть не очень широко, язык сильно упирается в нижние зубы, мышцы гортани напряжены. Воспроизводиться «крякание».
Начинаем пение упражнения закрытым ртом. Губы плотно не сжимать, должна быть небольшая щель. Постепенно, переходим на пропевание гласных звуков.
-Следующее упражнение пение по лесенке на слоги «лю», «ле», «ли», «ми», «ку»в восходящем и низходящем движении I-II-III, I-II-III-IV-V, I-III-V ступени. Сначала поем плавно, протяжно на легато, затем отрывисто, подпрыгивая на стаккато.
-Переходим к пению на одном звуке, с различной силой звука.
-Пение попевок : «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», «Я иду с цветами, я несу их маме», «На паркете восемь пар, мухи танцевали, увидали паука, в обморок упали».(пение части попевки вслух, второй половины «про себя»).
-Пение дикционного упражнения на разные сочетания слогов: МА-МЭ-МИ-МО-МУ, «веники-помелики», «кум Гаврила».
3. Этап. Рефлексия.
-Вы все молодцы. Все активно участвовали в выполнении заданий и упражнений.
- Проговорите о своих чувствах, ощущениях от проделанной работы, что понравилось, что было затруднительным. Выскажите свое мнение.
- Хочется, чтобы в своей работе вы всегда находили время для творчества, это поистине волшебное средство для улучшения настроения и самочувствия!
- Спасибо вам за участие, желаю вам всего самого светлого, интересного, Любите жизнь, будьте здоровы!