Базан Людмила
Мастер-класс «Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель: формировать представление у детей двигательной выразительности, побуждать их к самостоятельному поиску творческой композиции.
Задачи:
1. Учить детей искать средства выразительной передачи движений;
2. Развивать импровизационные способности, быстроту и ловкость ориентировки в новых ситуациях;
3. Коррекция и профилактика нарушений осанки.
4. Воспитывать дружеские отношения детей в группе.
Вступление
Публикация «Мастер-класс „Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Падение уровня жизни, социальные потрясения ухудшение общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последние годы, не дают основания ожидать позитивных сдвигов в формировании здоровья детей, если не будут предприняты радикальные меры по охране и укреплению их здоровья. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного Центра Здравоохранения Российской Академии Медицинских наук, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилась в два раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Сегодня как никогда усилия педагогов ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ?
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В системе средств здоровьесберегающей деятельности ДОУ ведущее место принадлежит двигательной активности детей. Физически развитому и здоровому малышу хочется двигаться все больше и больше, и я понимаю, как необходимо эту потребность в движении развивать, предоставляя ребенку возможность для самостоятельного выполнения все более сложных упражнений.
Поэтому, всю физкультурно-оздоровительную работу с детьми я осуществляю через различные типы специально-организованных видов деятельности, где применяю личностно-развивающие технологии и разнообразные здоровьесберегающие средства и методы:
• методику обучения основным движениям;
• введение дополнительных оздоровительных технологий в структуру физкультурного занятия;
• нетрадиционный подход в проведении физкультурных занятий и развлечений;
• использование нестандартного оборудования;
• функционирование спортивных кружков.
Концепция моей работы основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В. Т. Кудрявцева – развивающей педагогике оздоровления. Основным связующим элементом, применяемой мною программы В. Т. Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми» с базовой программой Т. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», выступает компонент творческого самовыражения ребенка-дошкольника в двигательной активности.
На физкультурных занятиях мы, педагоги, стремимся научить детей выполнять физические упражнения осмысленно, технически правильно, дети знают, какую пользу приносит то или иное упражнение. Но при этом они с трудом самостоятельно пользуются приобретенными навыками в движениях, чувствуют себя скованно и не проявляют способностей к импровизации. Дети привыкают к тому, что взрослый на физкультурном занятии предлагает им двигательный материал, или демонстрирует его, или определяет для них способ действия. Для хорошо координированных детей, у которых все успешно получается на занятии, есть спортивные наклонности, движения и упражнения не вызывают никаких трудностей. Например, самостоятельно провести разминку или обыграть какого-либо героя им доставляет удовольствие, но многие дети затрудняются самостоятельно создавать варианты движений.
Таким образом, возникает проблема воспитания творческой личности. Эта проблема может быть решена на физкультурных занятиях, развлечениях и динамических паузах через игровое экспериментирование, основой которого служат простые жизненные ситуации, подвижные игры, сюжеты народных сказок, детские литературные произведения. Такие занятия проводятся в форме беседы, рассказа, игры-драматизации, состязаний.
И я приглашаю вас на нетрадиционное занятие, которое пройдет в форме игры-драматизации – русская народная сказка «Репка».
Игра-драматизация будет заключаться в том, что каждый из вас может примерить на себя любую роль из действующих персонажей.
Игра-драматизация «Репка».
Цель игры: формировать представление о средствах двигательной выразительности, побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции, стимулировать иммунную систему организма.
Ход занятия.
Итак, начинаем. В одну шеренгу, становись!
Вы – артисты – и каждый из вас должен придумать движения, чтобы все было по настоящему, как в жизни.
Разминка.
Решил дед посадить репку, вдруг:
Громко муха зажужжала,
И над дедом виться стала. Вытягивают вперед руку и описывают указательным в воздухе круг, прослеживая движения глазами.
Муха, муха полетела, Дотрагиваются пальцем до кончика носа,
И на носик деду села. сфокусировав взгляд на кончике пальца.
Снова муха полетела,
И на ухо она села. Дотрагиваются до уха, прослеживая движения пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы, также и до другого уха.
Муха вверх, и муха вниз. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз,
Ну, дедуля, берегись! зафиксировав взгляд на кончике пальца.
Наш дед закрыл глаза. плотно прижимают ладони к открытым глазам так, чтобы через них не проникал свет.
Но муха-горюха Загибают вперед всеми пальцами ушные раковины,
Села на ухо. прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.
Сидела, сидела, Кончиками большого и указательного пальцев
Никуда не летела. тянуть вниз обе мочки ушей 4 раза.
Жужжала, жужжала, Захватывают большим и указательным пальцами
Ухо чесала. козелок, сдавливают, поворачивают во все стороны
Песню пела: «За-за-за!» Всеми пальцами массируют ушную раковину.
И по уху поползла.
Посидела, посидела, Массаж противозавитка - хрящевого выступа,
Дальше полетела. находящегося сзади наружного слухового прохода.
Н-н-н. Кладут ладонь на голову и закрывают глаза.
Посадил дед репку. Покажите: дед несет на спине тяжелый мешок с семенами.
(Все идут друг за другом по кругу, я комментирую движения, подчеркивая «двигательные находки».)
А теперь – легкий мешок, но ему нужно пройти по узкой тропинке.
Подул ветер.
(Все выполняют дыхательную, дыхательно-звуковую гимнастику.)
Набежала тучка, и пошел дождик.
И выросла репка большая-пребольшая. Станьте врассыпную, покажите, как репка листики расправляет, как она тянется к солнышку.
Прилетели птички посмотреть, какая большая репка выросла.
(Бег врассыпную с характерными движениями рук.)
Стал дед репку из земли тянуть. Покажите, как он это делал.
(Можно опереться ногой в пол, а можно придумать, кто-то репка, а кто-то дед.)
Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Покажите, как бежала в огород бабка.
(Кто-то бежит вперевалочку, кто-то хромает – совсем старенькая ба-бушка. Бегают врассыпную, а на слова тянут. – останавливаются.)
Тянут-потянут. кто хочет, можете встать друг за другом, а можно только одну бабку показать.
Вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
А внучка с подружками гуляет,
Весело играет, хороводы начинает.
Внучка бегает не так, как бабка. Она же не старенькая. Покажите внучку.
Тянут-потянут.
Позвала внучка Жучку. А Жучка вылезает из конуры. Подумайте, что в зале может быть конурой и как оттуда вылезает Жучка.
Собачка бежит на четырех лапах, а может идти на двух – как в цирке.
Тянут-потянут.
Позвала Жучка кошку. А кошка, конечно, на русской печке лежала. Что может быть русской печкой? На что можно влезать, а потом слезать? Поищите такие предметы в зале. Кто уже придумал печку, пусть скажет «мяу». Кошка потянулась, лапками потрясла. Побежали кошки в огород, кто на четвереньках, а кто на двух лапах, как у клоуна Юрия Куклачева.
Тянут-потянут.
Позвала кошка мышку. У мышки маленькие лапки и бегает она совсем неслышно. Она быстро-быстро переставляет лапки и бежит не прямо, а как будто по извилистой дорожке. Не зря же говорят «мышка юркнула». Мышка вылезает из норки. Найдите себе норки.
Побежала мышка. На повороте мышка юркнула. Покажите.
Мышка за кошку. Мышки найдите себе кошек.
Кошка за Жучку. Кто будет Жучкой.
Жучка за внучку. Внучки, где вы?
Внучка за бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут. вытянули репку.
- И пустились на радостях в пляс.
Вопросы к участникам.
1. Какое движение вам показалось самым трудным? А самым легким?
2. Как вы считаете, на профилактику какого заболевания был использован образ дедушки несущего мешок? А массаж ушных раковин?
3. Какие и сколько движений должна выполнить мышка? (На внимание.)
• Мышка вылезает из норки (игра воображения).
• Бег на носочках частыми шажками (профилактика плоскостопия).
• Мышка юркнула (ориентировка в пространстве).
4. Комфортно ли вам было разыгрывать образы персонажей сказки, используя физические упражнения?
5. Эмоции соответствовали характеру движений разыгрываемого персона-жа?
Во время разыгрывания сказки, я умышленно не подсказывала вам характер движения того или иного образа. Я предоставила вам свободу для творческого воображения и импровизации. И вы имели возможность убедиться в том, что: чем точнее вы выбирали движение, тем комфортнее вы себя ощущали в образе персонажа и тем удачнее этот образ получался. Я убедилась в этом, наблюдая за вами. Мне понравилось, что образы, разыгрываемые вами одного и того же персонажа, были не похожими друг на друга.
Таким образом, посредством движений и поз можно отгадывать двигательные загадки, показывать действия по сказкам, различным сюжетам.