Анастасия Попова
Консультации для воспитателей «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная разрядка, раскрывается потенциал личности, рождаются яркие идеи, создается нечто принципиально новое.
Становление и формирование творческого воображения происходит в детском возрасте, поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого воображения учащихся старшего дошкольного возраста и создания благоприятной почвы для детского самовыражения.
Публикация «Консультации для воспитателей „Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т. д.
Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень богатым, однако на самом деле это не так. Восприятие и переработка образов, характерные для творчества, базируются на основе полученных знаний и жизненного опыта. С этой точки зрения детское воображение никак не может превосходить взрослое. А широта воображения проявляется лишь за счет отсутствия критического мышления, свойственного взрослым. Иными словами, дети свободно генерируют новые идеи, не боясь совершить ошибку.
По видам активности воображение принято различать на:
• Активное, при котором образы создаются сознательно и по самостоятельному желанию ребенка;
• Созерцательное, к которому относятся мечты, фантазии, сновидения;
• Пассивное, формирующее образы произвольно и спонтанно.
Все перечисленные виды творческого воображения играют важную роль в жизни ребенка: они помогают познавать окружающий мир, восполнять пробелы в знаниях и собирать воедино разрозненные, обрывочные или недостаточные сведения о чем-либо.
Именно в старшем дошкольном возрасте детское воображение переходит в активную стадию и перерастает в осознанное творчество.
Условия правильного формирования творческого воображения у детей.
Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва.
Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.
Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.
Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков.
Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.
Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения.
Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.
Способы развития творческого воображения.
Существует несколько эффективных способов формирования и последующего полноценного развития воображения ребенка.
• Обогащение жизненного опыта. Чем больше ребенок знает, чем шире диапазон знакомых ему эмоций, тем разнообразнее и ярче могут быть его фантазии.
• Чтение. Погружение в мир книг, путешествия по неизведанным местам, знакомство с яркими героями – все это является мощным стимулом для развития воображения.
• Сочинение. Самостоятельное придумывание историй, возможность наполнения их произвольными деталями также способствуют развитию творческого воображения малыша.
• Рисование. Воссоздание придуманных образов посредством изобразительного искусства способствует не только активации творческого воображения, но и развитию абстрактно-логического мышления.
Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т. д.
Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психо-эмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.
Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков.
Такие качества воображения, как широта, самостоятельность, яркость формируются лишь при условии систематических творческих практик. За регулярностью этого процесса должны следить взрослые, направляя и подталкивая ребенка к творчеству, если тот ленится. Однако не следует навязывать малышу готовые темы для воображения : он должен самостоятельно разрабатывать образы, оперируя лишь собственными знаниями об окружающем мире.
Физические активности, развивающие игры, специальные упражнения – возможности для развития и правильного формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста множество. Однако, чтобы избежать стихийного развития творческого потенциала ребенка и добиться его высокого уровня, как родителям, так и педагогам следует уделять внимание систематическим занятиям в этой области.
Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.