Светлана Зимина
Влияние подвижных игр и упражнений на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема: Влияние подвижных игр и физических упражнений на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2. Хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество-
верная дорога к сердцу ребенка».
Публикация «Влияние подвижных игр и упражнений на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра является сквозным механизмом развития ребенка (пункт 2.7 ФГОС ДО, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей, а также основным видом деятельности детей и основной формой организации детской деятельности в ДУ.
«Развитие ребенка – в том числе и перспектива его обучения в будущем- во многом определяется умением играть»
Мы сегодня говорим о связи игры и физических упражнений с развитием творческого воображения детей.
3. Творческое воображение является одной из форм мышления, оно свойственно только человеку.
Творческое воображение имеет непосредственную связь с интересами личности.
Для дошкольника характерно познавательное отношение к миру. По мнению психолога Льва Семеновича Выготского, именно ЭТОТ ИНТЕРЕС СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА РЕБЕНКА, знакомит его с разными видами деятельности, способен активизировать его различные способности и стимулирует развитие коры головного мозга.
4. Несмотря на это, в действительности узнать, увидеть, «попробовать все» не всегда посильно ребенку.
И здесь на помощь приходят воображение и фантазия. Посредством фантазий ребенок способен попасть в такие ситуации и пробует такие виды деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.
5. По определению российского психолога Бориса Михайловича Теплова,
«Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности»
6. В более яркой форме фантазия проявляется в игровой деятельности детей. На занятиях по физической культуре игровая деятельность осуществляется в виде различных игр, физических упражнений, игровых заданий.
Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в таких играх.
7. Подвижные игры и физические упражнения, с одной стороны, дают ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивают его способности и творческую деятельность.
8. Начальным этапом формирования творческого воображения у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут ходить, как медвежата, ползать,как муравьишки,«летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т. д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра и физические упражнения служат хорошим фундаментом для вовлечения детей в творческий процесс.
9. Методика руководства игровой деятельностью в физическом воспитании предполагает ведущую роль педагога, который направляет и активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень.
Правильный и умелый подбор игр и физических упражнений на развитие воображения и фантазии способствует развитию детей и стимулирует их к самостоятельной творческой деятельности. Также очень важен эмоциональный, художественный показ педагога, умение самому перевоплотиться в героя игры, ярко выразить сюжет, спеть или рассказать считалку, попевку. Хочется привести высказывание В. А. Сухомлинского:
«В каждом учителе должна сиять
и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка»
10. Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно.
Уже в 30-е годы Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека
" Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. :Союз, 1997.
Вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно.
11. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети могут менять название игры и вводить в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои.
Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, стихи, сплетают их в игровой текст.
12. Пример варианта игры:
Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», педагог предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем педагог усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого педагог предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.
13. Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, игровые упражнения, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр физических упражнений, но не всем детям это легко дается.
Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта ребенка.
14. Как же развивать воображение дошкольников?
15. Использовать заменители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 - 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 - 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку - конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом.
16. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 - 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.
17. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.
18. Пространственное воображение.
Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.
19. Создание и реализация плана задуманного.
Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать новые игры и упражнения.
20. Развитие двигательного творчества, воображения и фантазии формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.
21.
Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.