Наталья Жалина
Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»
Актуальность:
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Публикация «Мастер-класс: „Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии“» размещена в разделах
Коррекция стёртой формы дизартрии практически невозможна без развития артикуляционной моторики у детей; т. к. дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.).
Я выделила несколько этапов коррекционно-логопедического воздействия на артикуляционную моторику у детей при дизартрии.
Предлагаю вашему вниманию несколько практических упражнений….
Мастер-класс :
Это Звукознайкин, он всё умеет, а ещё он правильно и красиво говорит.
Звукознайкин приготовил для нас упражнения.
Логопедический массаж:
1. Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы
язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки.
Давайте и мы сделаем массаж для языка, помогут нам губы и зубы. Они будут язык поглаживать и похлопывать.
Внимательно посмотри на рисунки-подсказки и запомни их.
Сначала надо превратить язык в лопаточку, а затем делать так как подсказывают нам карточки.
Чувствуете, как понравилось язычку какой он стал спокойный расслабленный и готов вас слушаться.
Артикуляционная гимнастика
2. Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо
работать. Научиться улыбаться открытой улыбкой.
Звукознайкин приготовил для вас загадку, отгадайте и узнаете кто вам поможет широко улыбаться.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? Правильно это лягушка Кваква, Звукознайкин предлагает вместе с Кваквой широко улыбнуться.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Когда делаем упражнение – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь улыбнитесь под счёт до 10.
- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу?
Конечно у слона.
- Как этот нос называется?
Хобот.
Звукознайкин просит сделать из губ хобот – вытяните их вперёд и сомкните.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Биоэнергопластика
3. Звукознайкин дружит не только с язычком, но я пальцами он
утверждает: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Упражнение Грибок
На счет один улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находится у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
На счет «один» кисти рук согнуть и удерживать в форме ковша под счет до10
Упражнение на расслабление
4. Мы долго сидели наши шея, плечи были напряжены.
Звукознайкин предлагает расслабиться и сделать упражнение «Любопытная Варвара»
- Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
- «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
- «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Мимическая гимнастика
5. Звукознайкин любит гласные звуки за то, что их можно долго тянуть,
петь. От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота речи.
Звукознайкин предлогает поиграть в игру «Маски»
Вы должны изобразить мимику с картинки произнести гласный звук и передать соседу.
Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?
Вы заметили как красиво звучат гласные звуки, если при их произнесении правильно работают губы, язык, челюсти.
Дыхательная гимнастика
6. Звукознайкин объясняет: для того чтобы звук [Р] звучал красиво,
нужна сильная выдыхаемая струя. Если выдыхаемая струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающие вибрацию (дрожание) кончика языка.
Сейчас, Звукознайкин научит показывать фокусы.
Фокус первый:
Держи шарик перед губами;
Сделай трубочку из губ;
Выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;
Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
Фокус второй:
Держи шарик перед губами;
Сделай лопаточку из языка;
Выдыхай плавно на шарик с лопаточки;
Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
Фокус третий:
Держи шарик у носа;
Подними язык к верхней губе;
Выдыхай резко на кончик языка;
Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.
Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать.
Итог мастер-класса : Спасибо, вы старательно и терпеливо выполняли все упражнения от Звукознайкина, но пришла пора прощаться.
А теперь давайте, вместе определим методы и приемы, которые я использовала: Логопедический массаж, Артикуляционная гимнастика, Нетрадиционная артикуляционная гимнастика, Биоэнергопластика, Упражнение на расслабление, Мимическая гимнастика, Дыхательная гимнастика.
А какие методы и приемы вы используете для развития артикуляционной моторики?
Таким образом: Раскрывая тему: развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном и чудодейственном приёме, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения.
Использованная литература:
1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные
приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.
2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.
3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.
4. Буйко В. И., Репина З. А. Уроки логопедии. / В. И. Буйко, З. А. Репина. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.