Получи документы

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук»

Ольга Хочеева
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели.

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений и подвижных игр для развития тонкой моторики детей дошкольного возраста в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

1. Дать определение понятию тонкая моторика

2. Познакомить участников мастер-класса с физическими упражнениями и подвижными играми для развития тонкой моторики детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему: „Развитие тонкой моторики рук“» размещена в разделах

3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике физических упражнений и подвижных игр для развития тонкой моторики детей.

Ход мастер-класса:

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность. Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число детей с речевыми расстройствами. Причин множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

2. Дать определение понятию тонкая моторика

Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение понятию тонкая моторика. (участники высказывают свое мнение.)

Таким образом, можно сделать вывод: тонкая моторика - это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти мышцы не развиваются, требуется специальная тренировка; Тонкая моторика пальцев рук - это скоординированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

3. Для чего необходимо развивать тонкую моторику пальцев рук?

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.

Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (тренировать тонкую моторику.)

Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

Органов движения.

Органов познания.

Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.

Оригами.

Работа с пластилином, бумагой, тканью.

Работа с природным и бросовым материалом.

Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!

4. Практическая часть мастер-класса.

Предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

1. Игры и упражнения с фасолью.

Оборудование: фасоль двух цветов (небольшая горсть, коробочка или маленькая тарелочка.

Упражнение 1: перебрать фасоль, отделить белую от красной.

Упражнение 2: переложить фасоль в тарелочку:

Большим и указательным пальцем правой руки.

Большим и указательным пальцем левой руки.

Большим и указательным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и средним пальцем правой руки.

Большим и средним пальцем левой руки.

Большим и средним пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и безымянным пальцем правой руки.

Большим и безымянным пальцем левой руки.

Большим и безымянным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим пальцем и мизинцем правой руки.

Большим пальцем и мизинцем левой руки.

Большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и указательным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и средним пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и безымянным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим пальцем и мизинцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну.

Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну.

Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну.

Мизинцами обеих рук берём по одному зерну.

Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну тарелочку, красного - в другую.

Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну тарелочку, красного - в другую.

Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну тарелочку, красного - в другую.

Мизинцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну тарелочку, красного - в другую.

Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и указательным пальцем левой руки и большим и мизинцем правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и средним пальцем правой руки и большим и безымянным левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну тарелочку, левой - красного в другую тарелку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

Упражнение 3:

Оборудование: фасоль двух цветов уже собранная в тарелочку, несложное изображение на листе формата А-4. При выполнении всех упражнений необходимо выложить из фасоли по контуру рисунок. Одно и то же изображение можно использовать несколько раз, предлагая детям выкладывать фасоль сначала одного, затем другого цвета, либо чередуя зёрна по цвету в разном порядке: белая - красная, или красная - две белых; две красных - две белых и т. д.

2. Массаж и самомассаж.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Комплекс по самомассажу и массажу

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

«Растирание пальцев»

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

3. Использование Су – Джок шаров, эластичных колец и других приспособлений.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су - Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.).

Эти лечебные системы созданы самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Массаж Су – Джок шарами.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Участники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Назад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

4.. Сухой бассейн может служить средством для развития и коррекции координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Давайте подарим нашим малышам минуты смеха и новые ощущения!

Практика показала, что для дошкольников интересен любой предлагаемый материал Крышки, киндеры, маленькие игрушки. Если размер игрушек слишком маленький, а ребенок в возрасте до 3 лет, то обратите особое внимание на то, чтобы Ваш дошколенок не брал игрушки в рот.

А теперь самое приятное – пусть Ваши малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!

5. «Чудесные прищепки»: «Дерево» и не только…

Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.

6. «Волшебный мешочек» способствует развитию тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие. Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.

Теперь можно предложить ребенку несколько мешочков, чтобы малыш ощупал содержимое, определил форму и количество обследуемых предметов.

6. «Пальчиковые шаги»

Цель: Развитие мелкой моторики, правильной речи, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, подготовка руки к письму.

7. Пальчиковая гимнастика с нетрадиционным материалом (крышки, зубные щетки)

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Лыжи» (Крышки)

Задание: двигаться, делая шаг на каждый слог стиха.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги

«Пальчики» (Зубные щетки)

Задание: растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

В руки все мы

Щётку взяли,

Пальчики пересчитали.

Один-два-три-

Четыре-пять

Гладим пальчики опять.

Будьте пальцы сильными,

Будьте пальцы ловкими.

Один-два-три-четыре-пять,

Гладим пальчики опять!

8. Подвижные игры со спортивным инвентарем.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряжённо с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:

• «Передай мяч, гимнастическую палку и т. д.» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).

• «Положи-возьми мяч, кубик» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).

• «Измерь гимнастическую палку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).

• «Барабан» (наклониться к кубику, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий.

«Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).

«Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).

«Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».

«Чье звено скорее передаст, гимнастическую палку, мяч и т. д?».

«Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).

«Кто скорее измерит?» (перехватами рук измерить гимнастическую палку).

«Подбрось-поймай!» (уронить массажный мяч на пол и поймать его после отскока).

«Меткие стрелки». И. п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.

«Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).

«Кулак, ребро, ладонь». И. п. - стоя или сидя. Рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.

«Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание массажного мячика или мячика для пинг-понга в ладонях).

5. Рефлексия.

Предлагается участникам мастер-класса ответить на 1 из предложенных вопросов (вопросы на экране).

Я узнал…

Я научился.

Я понял, что могу.

Мне понравилось.

Для меня стало новым.

У меня получилось.

Мне захотелось.

Меня воодушевило.

Благодарю вас за сотрудничество!

Творческих вам успехов!

Публикации по теме:

Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие. Развитие.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики» Тема: Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой мото-рики. Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Мастер-класс «Создание игры на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Создание игры на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Когда я работала в младшей группе, где у малышей ещё плохо развита моторика рук, то возникла необходимость в создании вот такой игры. В.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у.

Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук»
Опубликовано: 17 января 2016 в 13:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хочеева (УИ 407193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД