Твердякова Лариса
Мастер-класс «Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одним из направлений формирования фонематического восприятия у детей является применение паронимов.
Сегодня я расскажу вам, как сделать это, используя слова-паронимы в качестве рифм при составлении (сочинении) стихотворений.
Паронимы можно разделить по морфологическим и лексико-семантическим признакам, по степени близости слов из паронимической пары.
По морфологическому делению выделяются:
1. Суффиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (зрительный и зрительский, цветастый и цветистый);
Публикация «Мастер-класс „Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Префиксальные паронимы — образованы с помощью приставок (опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить);
3. Корневые паронимы — имеют различные корни и не связаны семантически (абонент и абонемент, невежа и невежда).
По лексико-семантическому делению выделяются:
1. Корневые паронимы — имеют разные корни, не имеют семантической связи (экскаватор и эскалатор);
2. Аффиксальные паронимы — имеют общий корень и разные приставки, суффиксы (экономический, экономичный);
3. Этимологические паронимы — имеют общую этимологию (происхождение, заимствованы из близкородственных языков (ординарный и одинарный).
В словаре паронимов Вишняковой Ольги Викторовны по степени близости лексические паронимы имеют три разновидности.
1. Полные паронимы — однокорневые* слова с ударением на одном и том же слоге, имеющие одинаковые морфологические признаки (одна и та же часть речи, род, вид и т. п.): мелодика и мелодия, земляной и земной;
2. Неполные паронимы — однокорневые созвучные слова, имеющие неполное семантическое разделение всех их значений: драматический и драматичный, фантастический и фантастичный;
3. Частичные паронимы — однокорневые слова, различающиеся ударением, которые имеют общую понятийно-логическую соотнесённость: грозный и грозовой, дождевой и дождливый.
* Не путайте однокоренные и однокорневые слова. Однокоренные слова имеют одинаковые корни. Однокорневые слова имеют один корень.
Жанр стихотворение относятся к художественному стилю речи. Стихотворения может соответствовать таким типам текста: повествование, описание, рассуждение, контаминация.
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк. Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
Существует множество классификаций рифм, в одном только словаре Владимира В. Онуфриева насчитывается около двухсот разновидностей рифм, значительная часть из них – редкие, либо экспериментальные. Поэтому перечислять их все не имеет смысла, считаю нужным остановиться только на одной из них.
По лексическим признакам.
Тавтологическая – полный повтор слова или словоформы (слово рифмуется само с собой). Примеры – знаменитый «ботинок – полуботинок», «любил – не любил», «пришёл – ушёл».
Омонимическая – рифма, в которой написание и звучание рифмующихся слов совпадает, но слова имеют различное значение, например: ключ (средство открывания замка) – ключ (родник, стекло (существительное) – стекло (глагол) и т. д.
Каламбурная – схожа с омонимической, только вместо абсолютно идентичных по написанию и звучанию слов применяются рифмы, основанные на фонетическом звучании нескольких слов.
Паронимическая – рифма, образуемая словами, близкими по звучанию и написанию – паронимами.
Попробуйте ответить на вопрос: зачем применять слова-паронимы в составлении рифмы при работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста? Ваше мнение, коллеги. Где в образовательной процессе можно заниматься этой деятельностью? (Ответы педагогов)
Пришло время практической части нашего мастер-класса.
Работа с залом: коллеги, выберите понравившийся цвет конверта. Красный – составить загадку – описание (в конверте картинка медузы), зеленый – сделать рекламный рифмующийся слоган (в конверте картинка фена для сушки волос), желтый – составьте стихотворение повествовательного типа из синонимического ряда (выплатить – заплатить – оплатить – уплатить).
Коллеги, кто работал с красным конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).
Коллеги, кто работал с зеленым конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).
Коллеги, кто работал с желтым конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).
Надеюсь, что я заинтересовала вас этой темой. Завершить мастер-класс я хочу словами великих людей о цели использования паронимов в жизни каждого человека:
«Одно дело – слушать. Другое – слышать.» (М. Цветаева)
«Служить бы рад – прислуживаться тошно! (А. С. Грибоедов)
Включайте паронимы в совместные развивающие занятия и, несомненно, увидите положительные результаты! Спасибо!