светлана климочкина
Мастер-класс по теме: «Музыка и здоровье» с детьми дошкольного возраста (6–7 лет) подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Музыка и здоровье»
Сохранение здоровья и оздоровление детей всегда было приоритетом в образовании, и при ФГОС также стало приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то я, как музыкальный руководитель, использую великую силу музыки для оздоровления подрастающего поколения.
Публикация «Мастер-класс по теме: „Музыка и здоровье“ с детьми дошкольного возраста (6–7 лет) подготовительной группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель моего мастер - класса: это демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников.
Представление системы работы по образовательной области «Музыка» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Ознакомить с системой работы развитию основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Распространение педагогического опыта работы;
- Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.
Музыкально-оздоровительная работа – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на НОД следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические песенки-распевки;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Игровой массаж;
4. Пальчиковые игры;
5. Музыкально – ритмические движения;
6. Музыкотерапия.
Эмоциональный настрой
Валеологические песенки - распевки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»
Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
«Просыпайтесь»
Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей! / Движения по тексту
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей! / Движения по тексту
Ушки мы разбудим, лобик разотрем. / Движения по тексту
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! / Хлопают в ладоши.
Всем, всем, всем!
Я использую валеологические песенки, как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
В своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. Проводя в начале учебного года мониторинг по музыке, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. У таких детей ослабленное дыхание, которое не дает ребенку полностью проговаривать фразы, строить предложения, свободно петь.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления.
Упражнение «Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
Упражнение «Шарик лопнул»
Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
На музыкальных занятиях я использую элементы игрового массажа.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются или же музыка звучит просто фоном.
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма.
Массаж биологически активных зон «Неболейка»
(для профилактики простудных заболеваний)
Чтобы горло не болело. /Поглаживают ладонями шею
Мы его погладим смело. /Мягкими движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать. /Указательными пальцами
Надо носик растирать. / Растирают крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем. /Прикладывают ко лбу ладони
Ладошку держим козырьком. / «Козырьком» и растирают крылья носа
«Вилку» пальчиками сделай. / Раздвигают указательный
Массируй ушки ты умело. / Средний пальцы и растирают.
Знаем, знаем- да- да- да! / Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна!
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки/
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа/.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем/.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад/.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям/.
По плечам похлопали, /Руки — крестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам/.
Ножками затопали! /Топают ногами
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.
Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Пальчиковая игра «Солнышко»
Пальчики шагают так легко. / Пальчиками «шагают» по ладони/.
Солнышко сияет высоко. /Руки поднимают вверх/
Звёздочки мерцают тут и там. /Вращают кистями/.
Весело живётся малышам. /Хлопки в ладоши/.
Второй раз проводится по коленям.
Пальчиковая игра «Весна»»
Весенний день! хлопать в ладоши
На дворе звенит капель. встряхивать кистями рук
По полям бегут ручьи. волнообразные движения рук
На дорогах лужи. руки соединить перед собой
Выползают муравьи «пробежать» пальчиками по бедрам
После зимней стужи. к колену
Пробирается медведь «переступать» большими пальцами
Сквозь лесной валежник. мизинцами по бедрам
Стали птицы громче петь, взмахи кистями рук
И расцвел подснежник. сложить из ладошек бутон
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДО. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.
Музыкотерапия проводится воспитателями ДО в течение всего дня - проводится утренняя гимнастика под музыку, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для НОД, в свободной деятельности.
Музыка во второй половине дня способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
2. Бах «Органные произведение».
3. Вивальди «Времена года».
4. «Голоса природы».
Особенности использования музыкотерапии:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Музыкально-ритмические упражнения
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают двигательную активность, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом.
Занятия музыкально- ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
-воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- способствуют физическому совершенствованию организма.
Музыкальная игра «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой
Воспитатель готовить два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в разные стороны.
Заключение
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников.
Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДО, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, беседы, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДО.
Организация музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.