Ирина Новичкова
Мастер–класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность мастер-класса :
- в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
- в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Публикация «Мастер–класс „Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с различными техниками рисования;
- развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения предметов на бумаге, картоне и др.
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Применение: в работе кружка, в повседневных ОД по рисованию, в работе с родителями.
1. Теоретическая часть
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т. п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, - это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Методические советы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение. И т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой ;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
• информационно-рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
• рассматривание;
• наблюдение;
• экскурсия;
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:
• прием повтора;
• работа на черновиках;
• выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
2. Практическая часть
Сегодня мы предлагаем вам попробовать себя в роли художников нетрадиционного рисования. У вас на столах представлено большое количество материалов, которые можно использовать в работе в нетрадиционной технике рисования. Что мы с вами сегодня будем делать вы узнаете отгадав загадку:
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
Верно, это СОЛНЦЕ!
Работать мы вам предлагаем коллективно по 5 человек.
План работы:
1- Рассматривание солнышка на ватмане, обсуждение процесса выполнения.
2- Упражнения для пальцев и кистей рук под музыку (3 минуты).
3- Идет выполнение работы ( материалы: кукурузная крупа, салфетки, стикеры, клей ПВА, песок, цветная бумага, бисер и т. д.).
4- Заключительный этап оформления солнышка.
3. Заключительная часть
В магазине у Бога.
Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.
-Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.
-Да, это я, - ответил Бог.
-А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.
-У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.
-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.
Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.
-Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.
-Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, от нас тоже зависит.
Памятки всем участникам мастер-класса
Литература:
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
• Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р. Г. /-М., 2005.
• Интернет ресурсы