Акматова Айнура Асанкуловна
Мастер-класс «Формирование инклюзивной культуры с использованием коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс по теме "Формирование инклюзивной культуры с использованием коммуникативных игр"
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вашему вниманию мастер – класс по теме "Формирование инклюзивной культуры с использованием коммуникативных игр"
Публикация «Мастер-класс „Формирование инклюзивной культуры с использованием коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Инклюзивное образование
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из важных проблем образования, сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. И такое образование называется - инклюзивное образование (включённое) Что же это такое? Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающих сверстников, то есть оно даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям таких групп предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Целью инклюзивного образования является формирование умения преодолевать в себе чувства раздражения от непохожести других, общаться и сотрудничать с детьми, которые из-за своих физических или других особенностей оказались в затруднительном положении.
Несформированность инклюзивной культуры населения отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям, умеющим жить в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Такой подход обеспечивает возможность получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. А раз так, то необходимо формирования инклюзивной культуры. Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно с уважением и всех одинаково любят и ценят.
Всем известно, что игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом. Следовательно, мы будем формировать инклюзивную культуру через игры, а именно - коммуникативные игры. Это игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель моего мастер – класса : показать вам, какие коммуникативные игры, упражнения можно использовать для формирования инклюзивной культуры,
Игры и упражнения, которые я вам сегодня представлю, можно условно разделить на 4 блока:
1 блок, включает в себя игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия.
2 блок, предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций».
3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия (перцепции) в процессе взаимодействия детей друг с другом. Проведение этих игр и упражнений способствует формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.
А сейчас предлагаю Вам поиграть в игры из выше перечисленных 4 блоков.
Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
«Игра на знакомство и приветствие “Колпачок” : предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом, назвав свое имя и качество характера. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и колпачок из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачок друг другу и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут Мария, я ответственная…», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Дотронься до.».
– Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Ведущий предлагает: «Дотронься до синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Комплименты».
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра "Волшебные конфеты".
Цель: развитие чувства эмпатии.
Я вам сейчас покажу волшебную коробочку. Потрясу ее, а вы должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания….
• пусть все долго живут
• пусть у всех будет дом
• пусть все дружно живут
• пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
И так сегодня я рассказала, как на основе, коммуникативных игр, можно развивать у дошкольников инклюзивную культуру. Надеюсь, что эти игры вам понравились, и вы будете использовать их в своем общении и работе с детьми!
Всем спасибо!
Оценили 0 человек