Елена Халявкина
Мастер-класс по речевому развитию с элементами технологий ТРИЗ-ОТСМ-ртв тема «Волшебное время»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Волшебное время».
Цель: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания педагогов о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования; развивать творческое воображение, фантазию.
Задачи:
- Расширить знания педагогов о приёмах фантазирования;
- развивать нетрадиционное мышление;
- учить пользоваться приёмами преобразования признаков времени;
Публикация «Мастер-класс по речевому развитию с элементами технологий ТРИЗ-ОТСМ-ртв тема „Волшебное время“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2020
Виды деятельности: поисково-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: обучающие игровые ситуации.
Оборудование: набор тематических картинок, схемы волшебников времени.
Ход мастер класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Предлагаю Вам кратко ознакомиться с теорией на эту тему.
Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) – приёмы, в основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.
Основной механизм ТПФ - доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.
Общая цель ТПФ – не только научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку, но и осознать способ создания фантастического продукта. Как вы знаете, приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками:
• Прием "Увеличение - уменьшение",
• Прием "Деление - объединение",
• Прием "Преобразование признаков времени"
• Прием "Оживление - окаменение",
• Прием "Специализация – универсализация",
• Прием "Наоборот".
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.
Мне бы хотелось остановиться более подробно на приеме "Преобразования признаков времени". Это обобщённый образ волшебника «Изменения времени», который включает в себя семь преобразований. Схемы, которых появляются по мере ознакомления с волшебными изменениями временных признаков.
Например: у волшебника времени появляется схема «зеркало времени», затем к этому образу волшебника добавляется схема «машина времени», затем схемы волшебников быстрых и медленных минут, обратного времени, перепутывания времени, остановки во времени. Тем самым образ волшебников времени имеет семь типов преобразования.
-А теперь я предлагаю вам немного поиграть со временем.
- Давайте мы с вами представим, что у нас есть «машина времени», на которой можно отправить любой объект в прошлое и узнать каким он был.
- Для этого я хочу предложить вам отгадать, что лежит у меня в коробочке, задавая наводящие вопросы. (Педагоги задают вопросы, а воспитатель отвечает только да или нет).
В коробке лежат часы, участники отгадывают, воспитатель их хвалит.
-Молодцы, правильно отгадали! Скажите, пожалуйста, для чего нужны часы? Правильно, по часам люди могут узнавать время.
- Подберите карточки с изображением часов в прошлом. (Участники подбирают подходящие карточки с изображением песочных, солнечных, водных часов, обсуждают, как часы изменились со временем)
- Здорово, теперь мы знаем какими были часы в прошлом!
-А ещё Волшебник Времени может творить разные чудеса, он может делать так, чтобы все становилось наоборот.
- Например, что-то было маленьким, а прошло время — и стало большим. Или что-то было горячим, а прошло время -стало холодным. Было так, а стало наоборот.
- Что это такое: было маленьким, а стало большим?
Участники приводят примеры: Например, цветок: был маленький, а потом время прошло и он вырос.
- А вот так может быть: было большим, а стало маленьким?
- Что это такое? Было горячим, а стало холодным
- Было твердым, а стало мягким. Что это такое? (Участники приводят примеры фантастических преобразований).
-Видите, коллеги какую интересную работу делает Волшебник Времени : все может изменить наоборот!
- После игры Волшебник Времени совсем запутался, и вот что получилось. Разве так бывает? Давайте поставим все по порядку.
У воспитателя несколько наборов карточек, представляющих собой различные последовательности событий. Например: маленький ребенок — школьник — взрослый — пожилой; ветка с листочками -- ветка с цветами — ветка с яблоком -яблоко на тарелке; зима — весна — лето — осень; цыпленок -курица — яйцо — яичница.
Воспитатель выставляет карточки, перепутывая очередность, например: взрослый — школьник — пожилой — ребенок.
Желательно обсудить ситуации, почему последовательность событий должна быть именно такой, почему нельзя их менять местами.
-Уважаемые коллеги понравилась вам наша игра? А что вам понравилось больше всего? Что для вас было трудным?
Воспитатель благодарит педагогов и вручает им медальки в виде часов.
- Спасибо за внимание!