Федотова Татьяна Александровна
Мастер-класс по речевому развитию для воспитателей «Использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с новыми формами, методами, технологиями и приемами работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Этапы провидения мастер класса.
1. Вступление (актуальность)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Теоретическая часть (лекционный материал)
3. Практическая часть (игровые задания и упражнения для педагогов)
4. Рефлексия
Актуальность.
Формирование речи у дошкольников является важной задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому,выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения синквейна. Инновационность данной технологии состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить т. е исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн состоит из 5 строк.
1 строка – включает одно слово, слово – предмет, отражающее главную идею (существительное)
2 строка – два слова, слова – признаки характеризующие предмет (прилагательное)
3 строка – три слова, слова – действия описывающие действия в рамках темы (глагол)
4 строка – фраза из нескольких слов показывающих отношения автора к теме (предложение)
5 строка – слово (слова) связанное с первым отражающее сущность темы (классификация, с чем ассоциируется)
Данное пособие предназначено для детей 4 – 7 лет.
Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.
Основные задачи:
- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений
- формировать умение выделять главную мысль, классифицировать
- пополнять и активизировать, обогащать словарь дошкольников
- формировать умение кратко пересказывать текст
- обучать самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм – модель
Обучение ведется поэтапно
1этап – подготовительный
Чтобы грамотно правильно, полно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Словами понятиями:
Слово – предмет
Слово – определение
Слово – действие
Слово – ассоциация предложение
введение символов этих слов.
Для этого используются словестные игры :
«Кто это? Что это?»
«Отгадай загадки»
«Узнай по описанию»
«Скажи какой? Какая? Какое? Какие?»
«Подбери признаки»
«Кто что делает?» и другие.
Дидактические игры:
«Найди пару»
«Кто что делает?»
«Слова с противоположным значением»
Игры малой подвижности:
«Что мы делаем – не скажем»
«Живые слова»
2 этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн с помощью педагога.
С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвертой строке предложение может состоять не из 4, а из 3 слов. В пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть 2, 3 слова. Для овладения детьми данной технологии можно использовать следующие способы
«Синквейн загадки»
«Нарисуй предмет – отгадку»
«Найди ошибки в стихотворении»
«Один начинает, другой продолжает»
3 этап – практический – самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейны об одном предмете или природном явлении.
После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы «Чей синквейн лучше» используя
«Речецветик»
«Занимательный кубик»
«Волчок»
«Отгадай загадку и на отгадку составь синквейн»
Темы для составления синквейна детям должны быть хорошо известны и обязательно показать пример – образец.
Практическая часть.
Педагогам предлагается сочинить 4 синквейна.
Друдлы – задачи – головоломки, в которых нужно домыслить, что изображено на картинке, в переводе с английского – каракули.
Чем полезна эта техника?
- развитие образного мнения
- развитие креативного воображения «я учусь видеть необычное в обычном»
- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Когда я придумываю названия, я также проговариваю слова.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом на белой бумаге.
Ребенок рисует на своем листе, все что хочет, вы на своем листе рисуете линии, фигуры, все, что вам придет в голову, меняетесь русинками. На рисунке ребенка подрисуйте своим карандашом линии, так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка, снова поменяйтесь рисунками. Можно спросить название вашего рисунка, как называется его рисунок. «Что за линии? Что нарисовано? Что бы ты еще нарисовал?»
Можно использовать карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов.
Практическая часть.
Рассмотрим несколько возможных вариантов использования друдлов.
1 упражнение «Придумай название друдлу» рисунок рассматривается под разными углами (за ответ дается фишка)
2 упражнение «Что за зверь?» попробуем ограничить тему ответов, например «что это за зверь?» сузив область поисков мы помогаем ребенку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей.
3 упражнение «Дорисуй картинку» перед ребенком положить лист на котором нарисован друдл. Предложите дорисовать и назвать рисунок. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано?» развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
4 упражнение «Что я нарисовала?» нарисуйте друдл сами и предложите ребенку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.
5 упражнение «Придумай и нарисуй друдл» предложите ребенку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребенок. Это позволит развивать у ребенка не только воображение, но и умение вести диалог.
Как видите, с помощью друдлов можно расширять словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект. Предлагаю взять эту технику на свое вооружение.
Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности педагогов.
- Понравился ли вам мастер – класс?
- услышали ли вы, что-то новое и интересное для себя?
- Легко ли вам было выполнять задания?
- Какие были трудности при выполнении задания?