Ольга Карташова
Организация опытно — экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс по опытно- экспериментальной деятельности.
Подготовила и провела воспитатель Карташова О. Н.
Мастер-класс
Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира»
Цель: Повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
Образовательные
• Дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития творческого потенциала.
Развивающие
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Воспитательные
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование: колпак волшебника, пластмассовая палочка (волшебная), миски с молоком, пищевые красители или разведенная гуашь разных цветов, ватные палочки, моющее средство для посуды, пластиковые бутылки, уксус, воздушные шары, воронка, пищевая сода, пипетки.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Актуальность
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ход мастер-класса
Я хочу увидеть в своих воспитанниках - любознательных, общительных, умеющих ориентироваться в окружающем мире, умеющих решать возникающие проблемы. И в этом мне помогают занимательные опыты и эксперименты. Сегодня я хочу вам показать некоторые эксперименты, похожие на волшебство.
Ну а я похожа на кого? Скажите?
Ответы педагогов: на волшебника…
На волшебника, совершенно верно.
И сегодня я хочу вам показать самые простые фокусы, с которыми сможет справиться любой ребенок, но если он будет обладать определенными представлениями и способами деятельности.
Эксперимент «Извержение вулкана».
Перед вами стакан с водой. Давайте заставим наши вулканы начать свое извержение. Для этого нам понадобится 2 ложки соды, немного разведенной гуаши, несколько капель моющего средства и уксус. Сейчас вулканы начнут свое извержение.
Вулкан пыхтит, вулкан гремит
Как грозен он сейчас на вид.
Но вот он начал угасать,
Огонь в нем начал потухать.
Скажите мне уважаемые коллеги, для вас это волшебство?
А в чем же секрет этого волшебства?
Ответы: произошла химическая реакция.
Мы с вами не учителя химии, но представление об этом явлении мы имеем. Это взаимодействие двух веществ: соды и уксуса.
Скажите мне пожалуйста, а для детей это тоже волшебство?
А до какого момента это будет волшебством?
Ответы: пока они не поймут секрет, почему это происходит.
Совершенно верно! Пока ребенок не поймет причину возникновения, почему это произошло, это будет волшебством. Но как только он понимает суть этого явления, то это перестает быть волшебным. Все, что он не понимает, кажется волшебством, но как только он обладает определенным представлением или способами деятельности, все перестает быть волшебным.
Из этого можно сделать вывод: что в экспериментировании ребенок должен не просто наблюдать, он должен практически действовать с объектом. И только в практическом действии можно понять истинные качества и свойства предмета или явления.
Любого ребенка можно научить творить волшебство, любой ребенок может стать волшебником.
Скажите пожалуйста: А вы, уважаемые коллеги в детстве мечтали стать волшебниками?
Эксперимент «Волшебные узоры на молоке»
Для эксперимента нам понадобится : молоко с большим процентом жирности, разведенная гуашь разных цветов, глубокая тарелка, ватные палочки (на каждого) и средство для мытья посуды. Потом капаем несколько капель краски в молоко (желательно не очень близко друг к другу).
После этого берем ватную палочку, наносим на нее средство для мытья посуды и просто опускаем край палочки в тарелку с молоком и краской.
Объяснение: Жидкость для мытья посуды вступает в реакцию с молоком и краски сами начинают перемешиваться (средство для мытья посуды отталкивает молоко, создавая удивительные узоры). Именно поэтому необходимо молоко с высокой жирностью.
Эксперимент «Самонадувающийся шарик»
Понадобится: воздушный шарик, сода, бутылка, уксус, лист бумаги.
В шарик насыпать соду (2 - 3 ч. л., а в бутылку налить уксус 1/2 стакана). Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.
Объяснение: дело в том, что при добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик
Эксперимент «Вверх по салфетке».
Заполните пластиковый стаканчик водой приблизительно на 1/3. Салфетку несколько раз сложите по вертикали, так, чтобы получился длинный прямоугольник. Затем отрежьте от него кусочек длиной около 5 см, разверните его и поставьте на нем несколько точек разноцветными фломастерами. У вас должна получиться цветная линия, с одной стороны не доходящая до края на 5-7 см. После этого поместите салфетку в воду, опустив ее той стороной, на которой расположена цветная линия
Объяснение: салфетка впитывает в себя воду и точки от фломастера начинают растворяться.
Опыт «Дождевые облака»
Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.
С помощью этого опыта схематично объясним детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
Опыт «Капитошка»
Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.
Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик.
Рефлексия
Если вам понравился сегодняшний мастер – класс: покажите пожалуйста солнышко, а если нет - тучку.
Радость, восторг, который испытывают дети в ходе эксперимента, заставляет их больше узнавать, чаще экспериментировать и они со временем сами становятся волшебниками. А мне остается только направлять и поддерживать их желания самостоятельно исследовать этот удивительный и увлекательный окружающий мир.