Елена Перепечаева
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Кто такие насекомые?
Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания детей в процессе непосредственных наблюдений за насекомыми.
Предварительная работа: Беседы с детьми о среде обитания насекомых; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок о насекомых; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Исследовательская деятельность:
1 этап:
Публикация «Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
Начиная готовить детей к исследовательской деятельности придерживаемся принципа постепенности. Для начала, оправляясь на прогулку, берем с собой лупу, для рассматривания в естественной среде обитания встретившихся насекомых (муравьев, жуков, пчел, божьих коровок). Прейдя в группу, подытожим в коллективной беседе, кого из насекомых видели ребята во время прогулки. Это поможет понять взаимосвязь живой и неживой природы, зависимость жизни насекомых от погоды и времени года, подготовить ребят к бережному отношению во время исследования насекомых.
2 этап:
Берем на прогулку переносной стаканчик.
С его помощью дети смогут принести для изучения насекомое с улицы в детский сад, пересадив его в другую емкость для исследования и наблюдения. Это поможет внимательно рассмотреть любое насекомое: из чего состоит тело, голова, грудка, брюшко, усики. Нельзя допускать, чтобы насекомое погибло в результате воздействия на него. Нужно обязательно вернуть насекомое в естественную среду обитания живым и невредимым. Помните, что бабочку ловить нельзя, потому что любое прикосновение к ней может принести вред этому хрупкому существу, любуйтесь им на расстоянии. Для исследования, по мере возможности, насекомых нужно менять. Во время исследования акцентировать детей на сравнении образа уже увиденных насекомых с тем, которое они исследуют в настоящее время, для того, чтобы дети убедились, что есть сходные особенности, характерные для всех насекомых (три пары ног, голова, грудка, брюшко). Для исследовательской деятельности используем: домик для насекомых, домик для муравьев, мини-лаборатория для насекомых.
В случае, когда вы отправляетесь с детьми на природу и не планируете вернуться туда вновь, чтобы вернуть обнаруженное там насекомое, вам подойдет переносной бинокль-коллектор с пинцетом.
У детей в этом случае будет возможность рассмотреть насекомое тут же, а потом отпустить его на свободу. Дети легко усваивают знания о том, что им интересно и доступно, например: для чего такой окрас у кузнечика, почему лапки у насекомых такие разные, а также роль каждого насекомого в природе.
Тема: Голоса насекомых
Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат, послушать голова насекомых.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, какие голоса насекомых они слышали, какие голоса им понравились, и какие они могут копировать. Чтение рассказов о насекомых, рассматривание, иллюстрация насекомых.
Исследовательская деятельность:
1 этап:
Беседуя с детьми, дать им представление о том, для чего насекомые используют звуки (для общения между собой, находят себе пару, предупреждают об опасности, рассказывают о том, где есть еда, предупреждают соперников, чтобы держались подальше). Выходя с детьми на прогулку в парк, обращать внимание на звуки живой природы, учить слушать и различать на слух голоса насекомых. Для исследования используем студию жужжания, при помощи которой можно услышать звуки, издаваемые разными насекомыми. Аккуратно, не причиняя вреда живому существу, помещаем его в улавливающую звуки баночку.
Детям предлагается по очереди послушать, какие звуки будет издавать насекомое. Обратить, какими частями тела оно при этом шевелит.
По завершению исследования без задержек, вместе с детьми выпускаем животное в том же месте, где нашли.
Примечание: рассматривая насекомых, обратите внимание детей на крылья, дети будут удивлены, узнав, что они есть почти у всех насекомых. Многие летающие насекомые могут издавать звуки крыльями. Громкость звучания крыльев зависит от количества взмахов ими в секунду. Интересно подметить, что уши у насекомых расположены в самых неожиданных местах (на груди, усиках, хвостовых нитях, крыльях, передних лапках)
Тема:Появление бабочки
Цель: расширить представление детей о том, что в своем развитии насекомое проходит несколько превращений. Понаблюдать за тем, как гусеница превращается в бабочку, познакомить с условиями, необходимыми для этого процесса.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, как размножаются насекомые, дать детям представление о том, что такое личинка, яички, кокон. Какие условия нужны, для того, чтобы из кокона появилось взрослое насекомое
Исследовательская деятельность:
1 этап:
Во время прогулки с детьми, обратить внимание на кусты, листья которых повреждены гусеницами, рассказать детям о том, что гусеницы очень прожорливые и по мере своего роста съедают очень большое количество свежих листьев. Это необходимо им для последующего развития, накопления биологически активных веществ и роста. Рассказать детям о том, что в процессе развития насекомые проходят несколько превращений: из яичка в личинку (гусеницу), из личинки, набравшей вес, во взрослое насекомое. Чтобы бабочка могла появиться на свет, ее личинка – гусеница – в начале должна окуклиться.
2 этап:
Предложить детям провести эксперимент, собрав вместе с ними несколько гусениц (например, с капусту в огороде или с кустарника).
Для этого нужно взять емкость «маленький биолог»
Насыпать в нее немного земли, слегка смочив ее водой и поместить внутрь гусениц и листья. А также поместить немного веточек, чтобы гусеницы могли ползать по ним, и закрыть крышку. Периодически добавлять в баночку листья и смачивать почву для поддержания влажности. Наблюдать вместе с детьми за изменениями, происходящими с гусеницами, ежедневно. Когда гусеницы окуклятся, а затем превратятся в бабочек, выпустить их на свободу, туда, где они будут в безопасности.
Тема: Смотрим в микроскоп
Цель: Знакомим детей с клеткой – основой всего живого.
Материал:
• микроскоп
• предметное и покровное стекла –
• чистая вода – совсем немного нужно;
• йод – им я буду окрашивать препарат, но можно обойтись и вовсе без красителей;
• головка лука – можно взять совсем небольшую, требуется крохотный кусочек пленки;
• скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги;
• пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, из чего состоит песок, трава, листья. На прогулке рассмотреть с детьми при помощи лупы почву. Рассматривание иллюстраций с микроскопом.
Исследовательская деятельность:
1 этап:
Познакомить детей с микроскопом: для чего нужен этот прибор, что можно при помощи него увидеть и как им пользоваться
2 этап:
Задаем детям вопрос: из чего состоит все живое? Заинтересовать детей наводящими вопросами. Для того, чтобы узнать ответ, предлагаем ребятам воспользоваться микроскопом. В качестве исследуемого материала предлагаю взять луковицу. Рассказываем детям о том, что нужно сделать для того, чтобы увидеть из чего состоит лук.
Ход работы:
1. Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку. Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла. Пинцетом обрываем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.
2. Теперь капаем на пленочку воду (капель 3-5) и накрываем покровным стеклом. 3. Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.
Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит луковую пленочку. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода.
4. Помещаем стекло с луковой чешуйкой на предметный столик. Настраиваем освещение (вращаем зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на стекло). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт, добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.
5. Устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.
Подводим итог: увидели как выглядят клетки лука с ядрами через микроскоп.
Видим фрагменты клеток и их мембраны. Делаем вывод, что все живое состоит из клеток.
Тема: Считаем, взвешиваем, сравниваем.
Цель: познакомить детей с весами, их свойствами. Дать представление о том, что разные предметы и вещества имеют разный вес. Экспериментальным путем показать это детям на примере взвешивания различных предметов и веществ. Обратить внимание детей на то, что одно и то же вещество в мокром и сухом виде может иметь разный вес.
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, земли, глины, металлов, дерева и пластмассы. Рассматривание картинок и иллюстраций.
Исследовательская деятельность:
1 этап:
Побеседовать с детьми о том, какой вес имеют песок, земля, глина, металл, дерево и пластмасса – что из перечисленного имеет наибольший вес? Предлагаю детям проверить это путем эксперимента, используя чашку Петри.
2 этап:
Насыпаем в одинаковые емкости (чашки Петри) песок в равных количествах. Кладем их на весы, видим, что емкости с песком имеют одинаковый вес. Затем предлагаем детям добавить в одну из них немного воды. Задать детям вопрос: Как вы думаете, емкости с песком все еще будут весить одинаково? Проводим вместе с детьми процесс взвешивания. Наблюдаем. Делаем вывод (емкость с мокрым песком тяжелее, чем емкость с сухим песком).
Аналогичным образом, для сравнения, можно взвешивать изделия из металла, пластмассы и дерева, глину и землю, распределяя их попарно между собой. А также, можно использовать специальные шарики для взвешивания, меняя количество шаров с каждой из сторон.
Примечание: во время эксперимента взвешивания шаров, развивается логическое мышление и умение правильно считать.