Юлия Кудливская
Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе».
1. Вводная часть:
- Проблема:
Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.
- Актуальность:
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире.
- Цель: через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
- Задачи:
1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;
2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;
4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.
- Тип проекта: познавательно – исследовательский.
- Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.
- Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечёт за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.
- Гипотеза:
Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.
- Ожидаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
- Методы, приёмы:
1) Наблюдение;
2) Обследование;
3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;
4) Вопросы проблемного характера;
5) Дидактическая игра, подвижная игра;
6) Опыт.
- Ресурсы:
игровой материал, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, художественная литература, Интернет - ресурсы
2. Подготовительный этап:
- Литература:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 3 – 4 лет»;
2. Воробьёва В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;
7. Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой»;
8. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада»;
- Развивающая среда:
С целью внедрения проекта опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс нами была проведена предварительная работа:
- создан и оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности, доступный для самостоятельной деятельности детей;
- подобран дидактический, игровой материал, художественная литература;
- подобрана и изучена литература по опытно – экспериментальной деятельности детей в соответствии с возрастом детей.
- Мониторинг на начало года (см. данные Мониторинга на Заключительном этапе)
- Разработка плана работы с детьми и родителями (см. Практический этап)
- Подборка опытов.
3. Практический этап:
- Комплексно – тематический план
Для проведения опытно – экспериментальной деятельности был разработан план по исследованию неживой природы.
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовать 2 раза в месяц по 10-15 минут.
Формы работы: учебно – игровая, коммуникативно – деловая, экспериментально – исследовательская.
ПЛАН:
1. Сентябрь Подбор материала
Работа с литературой
Диагностика детей
Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности, выявление уровня знаний детей о неживой природе, разработка комплексно – тематического плана.
2. Октябрь 1. Опыт «Ветер»
Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)
2. Опыт «Что в пакете?»
Обнаружение воздуха в окружающем пространстве
3. Ноябрь 1. Опыт «Деревянный брусочек»
Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не
ломается, лёгкое, не тонет)
2. Опыт «Свойства льда»
Ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий)
4. Декабрь 1. Опыт «Свойства снега»
Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять,
тает и переходит в жидкое состояние – воду
2. Опыт «Свойства воды»
Ознакомление со свойством воды при понижении температуры превращаться
в лёд, а при повышении – постепенно превращаться в воду
5. Январь 1. Опыт «Бантик из бумаги и ткани»
Ознакомление со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде и
со свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить
6. Февраль 1. Опыт «Игры с соломинкой»
Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух
2. Опыт «Весёлые кораблики»
Ознакомление с свойством предметов – плавучесть
7. Март 1. Опыт «Почему по дорогам побежали ручьи?»
Ознакомление со свойствами снега – таять и превращаться в воду
8. Апрель 1. Опыт «Свойства солнечных лучей»
Ознакомление со свойствами солнечных лучей – испарение,
нагревание предметов
2. Опыт «Узнаем, какая вода»
Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся
9. Май Диагностирование детей
Отчёт на родительском собрании и педсовете
Подведение итогов, планирование работы на следующий год
- План работы с родителями
Проект «опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» предусматривает работу с родителями. С этой целью был разработан план работы с родителями.
ПЛАН
1. Сентябрь 1)Родительское собрание на тему «Опыты и эксперименты, нужны ли
они детям?»
2)Анкетирование родителей на тему: «Организация
поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме
Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса
2. Октябрь 1)Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности
2)Оформление наглядной информации в родительском уголке
Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности
Повысить уровень знаний родителей по теме «Опытно – экспериментальной деятельности детей младшего возраста»
3. Ноябрь Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной
активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»
Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе
4. Декабрь Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с
детьми младшего возраста»
Цель: Повысить уровень компетенции родителей, оказать помощь и совет в организации экспериментирования с детьми дома
5. Январь Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес
к наблюдению и экспериментированию»
Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию
6. Февраль Фотовыставка «Семейная лаборатория»
Цель: Представление родителями своего первого опыта
7. Март Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями
Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом
8. Апрель Оформление папки «Мои открытия»
Цель: Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы
9. Май 1) Отчётное родительское собрание
2) Отчёт на педсовете
3) Участие в районном конкурсе проектов по опытно -
экспериментальной деятельности с детьми.
Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми. Поделиться опытом с коллегами.
4. Заключительный этап:
- Мониторинг
- Анализ:
Для того, чтобы дети смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой мы начали эту работу с младшей группы. К концу года результаты детей были следующими:
1) Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении ха конкретными фактами, явлениями природы;
2) Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, дерева, бумаги, солнечных лучей;
3) Лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
4) Проявляют любознательность, самостоятельность;
5) Стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;
6) Стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них;
7) Стали развиваться познавательные и речевые умения;
8) Стали бережнее относиться к природе.
- Вывод:
Цель проекта достигнута, гипотеза проекта доказана.