Наталья Николаева
Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе.
Программные задачи:
коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме «Зима», продолжать учить детей подбирать родственные слова; продолжать учить составлять рассказ по опорным картинкам.
коррекционно—развивающие: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, составлять предложения по картинке, упражнять в правильном употреблении предлогов; развивать память, логическое мышление, внимание; развивать общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Зима, Зимние изменения в живой и неживой природе“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
коррекционно—воспитательная: воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период, бережное отношения к птицам и диким животным, воспитывать умение выслушивать товарищей до конца не перебивая.
Оборудование: презентация по теме «Зимующие птицы», видео материал для подбора и заучивания родственных слов из стихотворения «Снежные слова» Николаевой Н. В., разрезные и предметные картинки с изображением диких животных, письмо от Зимы с заданиями, сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, снегоката, заснеженных домов, снегопада, подснежника, предметные картинки для составления рассказа «Любимый праздник - Новый год».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, очень рада видеть вас,
Поиграем мы сейчас.
(стук в дверь, входит воспитатель с письмом)
Воспитатель: «Вам письмо!»
Логопед: - К нам пришло одно письмо,
Очень странное оно,
Вместо марок три снежинки,
А конверт весь в серебринках.
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома,
Кто писал письмо?. Зима.
(дети проходят и садятся за столы)
2. Объявление темы.
- Вот это да! Мы получили письмо от самой царицы Зимы. Что же она пишет?
- Вас хочу проверить я, Что узнали про меня.
Что в лесу моём творится, Как зимуют звери, птицы?
Приготовьтесь отвечать, В окошко буду наблюдать.
- Ребята, будем отвечать на её вопросы и выполнять все задания? Тогда слушайте.
1БЛОК «Зима. Зимние забавы»
1. Игра «Подбери признаки».
- Расскажите-ка, друзья, какая Зимушка-Зима?
(На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы).
Зима (какая) – холодная, снежная, красивая, морозная, суровая, мягкая, долгожданная, поздняя, белая.
Снег (какой) — белый, холодный, скрипучий, пушистый, липкий, мокрый, искристый, колючий.
Лед (какой) — блестящий, зеркальный, скользкий, прозрачный, синий, острый, толстый, тонкий, хрупкий, гладкий.
При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т. д.)
- А какие зимние забавы вы знаете, что можно делать зимой?
2. Игра «Зимние забавы» (с мячом – снежным комом). Логопед бросает «снежный ком» каждому из детей, дети по очереди отвечают и бросают мяч обратно.
- Зимой можно лепить снеговика.
-Зимой можно строить снежную крепость.
- Зимой можно кататься на коньках.
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой можно кататься на санках и съезжать с горки.
- Зимой можно играть в снежки.
- Я Вам тоже предлагаю поиграть, с холодными льдинками-снежинками.
3. Пальчиковая гимнастика с Су Джок шариками.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (сжимаем шарик в руке попеременно)
Я зиму и снег и снежинки люблю. (катаем шарик между ладонями)
Но, где же снежинки? (прячем шарик в ладони)
В ладошке вода. (раскрываем ладони)
Куда же исчезли снежинки, куда?
(прячем шарик в ладони)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи,
(постукиваем «иголочками» по ладони)
Как видно, ладошки мои горячи.
(катаем шарик между ладонями)
- С этими заданиями мы справились. Что же ещё хочет узнать о себе Зима?
2 БЛОК: «Дикие животные».
Логопед: Кто живёт в лесу моём,
У кого, как назван дом,
Как детёнышей зовут?
И в какой семье живут.
-Вы картинки соберите, о животных расскажите.
1. Развитие логического мышления.
(дети собирают разрезные картинки с изображением животных)
- Ребята, какие животные живут в зимнем лесу, а каких не встретишь?
(дети отвечают в соответствии с данной картинкой.
- Медведя не встретишь в лесу, потому что он спит. (ёжика и барсука)
2. Игра «Кто в домике живёт»
-Зима любит и пошутить. Она хочет проверить, знаем ли мы, как называются дома животных. Слушайте внимательно и отвечайте старательно.
Лиса живёт в дупле. (в норе)
Лось спит в берлоге. (живёт в зарослях кустарника)
Олень роет себе нору. (живёт в зарослях кустарника)
Белка живёт под кустиком. (в дупле)
Заяц живёт на дереве. (под кустиком, под корнями деревьев)
Волк живёт в логове. (верно)
3. Игра «Назови семью». Образование притяжательных прилагательных.
- В конце зимы или весной у многих животных появляются детёныши. Образуются настоящие семьи. Давайте их назовём.
У медведя семья чья?- Медвежья.
У лося – чья? – лосиная.
У лисы – чья? – лисья и т. д.
4. Развитие речи. Интересные факты из жизни диких животных.
- Ребята, на занятиях мы много интересного узнали из жизни животных.
Что значит лиса мышкует? (топает на снегу, выманивает из-под снега мышей).
- А кто такой медведь – шатун?. (медведь, которого зимой в берлоге разбудили, он бродит по лесу в поисках пищи очень злой и голодный. Такой медведь очень опасен).
- А как утепляет своё жильё ёжик перед зимней спячкой? (он сворачивается в клубок и катается по опавшей листве. Листья накалываются на иголки, ёжик несёт их к себе в норку. Устилает свой домик мягкой постелью и будет спать до весны)
- А чем отличаются дикие животные от домашних?
(Они всё делают для себя сами. Сами охотятся, сами строят себе жильё, выводят потомство, сами лечатся, сами добывают себе пищу. А для домашних животных это всё делает человек).
3. БЛОК. «Зимующие птицы»
- О животных рассказали,
А про птиц вы, что узнали?
Кто остаётся зимовать,
И как умеет голос подавать?
- Ребята, Зима предлагает узнать птиц по голосу.
1. Видеопрезентация по теме «Зимующие птицы».
(звучат голоса птиц, дети угадывают, а ответы сравнивают с появившейся отгадкой на экране).
Составление предложений о том, кто как голос подаёт)
2. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Кто как голос подает?». Пополнение словаря по теме «Зимующие птицы».
Ворона умеет каркать.
Сорока умеет стрекотать.
Сова умеет ухать.
Синица умеет тинькать.
Голубь умеет ворковать.
Снегирь умеет свистеть.
Воробей умеет чирикать.
- А почему эти птицы зимой не улетают в тёплые края? (для них есть корм)
- Чем они питаются? (семенами, ягодами, орехами, семечками).
-Как человек должен заботиться о птицах зимой? (развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда был корм).
4. БЛОК. Подбор родственных слов к слову «снег».
- Ребята, назовите птицу, название которой произошло от слова снег. (снегирь). Вспомните все слова, которые образовались от этого слова.
Снег – снежки – снеговик – снежная – Снегурочка –снегопад – заснеженный - снегокат – снегирь – подснежник.
- Зимушка –Зима предлагает выучить эти слова в одном стихотворении. Она
приготовила для вас зашифрованное видеостихотворение, которое называется «СНЕЖНЫЕ СЛОВА» Николаевой Н. В.
2. Просмотр презентации к стих-ю «СНЕЖНЫЕ СЛОВА».
3. Физминутка «Снежные слова» Николаевой Н. В.
(Заучивание текста ст-я с движениями и опорой на видео картинки)
Лепят из снега ребята снежки, («лепим снежки»)
С метлой во дворе – снеговики. (ногу в сторону, в руке метла)
Крепость из снега делают снежную, (ставим ребро ладони на ребро)
Снегурку в снежинках красивую, нежную (изображаем Снегурочку в платье)
Ночью всё чаще идёт снегопад, (движ-я кистями рук)
Заснежены крыши, дома, палисад (изобр. крышу, дом, палисад)
Чтобы проехать, бери снегокат, (рулим на снегокате)
По снежной дороге кати всех ребят. (волнообразные движ. руками)
Вот снегири к нам в гости летят, (машем крыльями)
Красные грудки на солнце горят. (изображаем фонарики)
А как медведь оставит валежник, (изобр. медведя)
Появится первый, весенний подснежник. (пальцы в виде цветка)
5 БЛОК. 1. Составление рассказа «Любимый праздник - Новый год!» по опорным картинкам.
- Ребята, Зима ещё гордится тем, что именно в это время года мы отмечаем самый любимый праздник. Как он называется? (Новый год).
-Давайте вместе составим рассказ об этом празднике.
(на доске выставляются опорные картинки: зима, новогодняя открытка, ёлка, Дед Мороз со Снегурочкой, Дед Мороз в шубе с длинной бородой, хоровод вокруг ёлки, подарки).
(примерный текст рассказа)
1 картинка «Зима»: Зимой мы отмечаем любимый праздник – Новый год.
2 картинка «Ёлка»: Повсюду наряжают ёлки, развешивают гирлянды, зажигают огоньки.
3 картинка «Дед Мороз»: Все с нетерпением ждут главного гостя – Деда Мороза.
4 картинка «Снегурочка»: Он приходит к нам со своей внучкой, Снегурочкой.
5 картинка «Дед Мороз в шубе и с длинной бородой»: У Деда Мороза длинная борода, длинная шуба, меховая шапка, на ногах валенки, а в руках волшебный посох.
6 картинка «Хоровод вокруг ёлки»: Возле ёлки мы поём, танцуем, веселимся, водим хороводы.
7 картинка «Подарок»: В конце праздника Дед Мороз поздравляет всех С Новым годом и дарит подарки!
2. Составление рассказа двумя- тремя воспитанниками.
6 БЛОК. Подведение итогов занятия и сюрпризный момент.
- Ребята, вам понравились задания от Зимушки? Что запомнилось больше всего, какое задание было самое интересное? (ответы детей)
- Я думаю, Зимушка осталась довольна, мы справились со всеми заданиями.
-Ой, ещё одно осталось, и в конверте затерялось.
Посмотрите все в окно, что увидите в него?
Там посылка для детей, для детей и для гостей.
- Вас за всё благодарю и снежинки вам дарю.
Дружно Новый год встречайте и меня не забывайте!