Бакшина Наталья
Мастер-класс по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности «Радуга»
Воспитатель МБДОУ № 4 «Росинка» г. Тихорецка
Бакшина Наталья Викторовна.
Цель: формировать у детей начальные элементарные представления из области математики.
Программное содержание:
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?».
Публикация «Мастер-класс по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.
Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал:
Карточки с цифрами, геометрические фигуры, куб
Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с изображением геометрических фигур, модели для решения арифметических задач, цветные карандаши.
Ход ООД
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Пусть все мы и наши гости будем здоровы и почаще улыбаются, и у всех нас будет хорошее настроение. А у вас настроение хорошее? У меня тоже хорошее настроение.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что потерян конверт. Ребята помогите мне его найти? (дети помогают искать конверт и находят)
Воспитатель открывает конверт и достает из него геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, трапеция….) и записку, в которой написано послание. Ребята вы хотите узнать от кого это послание? (ответы детей)
Зачитываю записку: «Мы жители Галактики Треугольника наш корабль столкнулся с метеоритом и потерпел крушение, и распался на части. Чтобы вернуться домой нам нужна ваша помощь. Помогите нам собрать наш летательный аппарат».
Вы хотите помочь жителям Галактики Треугольника (ответы детей)
Ребята давайте посчитаем фигуры, сколько всего фигур. А как они называются скажите пожалуйста? Который по порядку треугольник, а трапеция на котором месте находится и т. д.
Ой, а в конверте еще что-то есть? Кто знает что это такое? (ответы детей)
Воспитатель вынимает схему ракеты и предлагает детям собрать ракету из геометрических фигур.
Ребята, какие вы молодцы, что вы помогли собрать ракету! Но чтобы отправить ракету в Галактику Треугольников надо выполнить задания. Вам понадобится много сил, внимание, все ваши знания и умения, а также весь запас фантазии.
1. Задание: игровое упражнение «Составим задачу»
Дети стоят в кругу. Воспитатель уточняет: «Из каких частей состоит задача? Сколько чисел будет в задаче? С помощью каких арифметических действий мы умеем решать задачи?» (ответы детей)
Воспитатель показывает карточки с цифрами 4 и 5 и предлагает составить задачу с этими числами на любое арифметическое действие.
Выслушивает составленные задачи, вместе с детьми выбирает, какую из них они будут решать, и предлагает сесть на свои места.
Воспитатель уточняет у детей структуру задачи, предлагает повторить ее еще раз и определить, с помощью какого арифметического действия ее можно решить.
У детей 2 модели для определения арифметического действия: дети выбирают соответствующий рисунок (например, для задачи на сложение) и отвечают на вопросы воспитателя: «Сколько групп предметов в условии задачи? Что показывает большой круг?
(большой круг объединяет две группы предметов в одну). С помощью какого действия мы будем решать задачу?» (ответы детей)
Дети решают задачу: рисуют в кругах точки в соответствии с числовыми данными задачи.
Затем записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
2. Следующее задание «Задачки - загадки» (обращаю внимание детей, что есть еще и другие задачки, очень хитрые, в которых нужна смекалка).
Задачи на логику
1. Сколько ушей у трех мышей? (6)
2. Сколько рогов у 2-х коров? (4)
3. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)
4. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
5. Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
6. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей? (5)
7. В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду?
(7. Четыре плавают, а три под водой.)
8. В сказке «Три медведя, в спальне стоит 4 кровати»
Всем ли медведям хватит кроваток?
9. Курочка – ряба, снесла в сказке 3 яйца.
Которое по счету яйцо разбилось?
Физминутка (выполняется по рисунку на доске)
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
3. Задание игровое упражнение «Строители»
Загадываю детям загадку:
Эти чудо - кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. (Кубики)
Прошу детей показать отгадку. Ребята находят в строительном материале кубик. Уточняю: «Как называется эта геометрическая фигура?» (куб)
Показываю куб и спрашиваю: «Какая это фигура плоская или объемная? Сколько граней у куба? (вызванный ребенок определяет количество граней – шесть). На какую плоскую фигуру похожа грань куба? Что можно сказать о длине сторон квадрата? Что можно сказать о длине сторон каждой грани?» (Стороны каждой грани равны между собой.)
Предлагаю детям сделать куб из счетных палочек и рассказать последовательность работы: «Сначала нужно сделать нижнюю грань в форме квадрата, потом соединить вершины вертикальными палочками, которые, в свою очередь, следует соединить с верхней гранью квадратной формы».
После выполнения задания уточняю: «Сколько счетных палочек понадобилось для того, чтобы построить куб?» (Двенадцать палочек.) Благодарю детей за красивые кубы. И прошу детей напомнить название объемной геометрической фигуры и построить с помощью счетных палочек плоскую геометрическую фигуру квадрат.
4 задание «Путаница»
У детей на листах бумаги нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга.
Воспитатель просит детей обвести увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета, а затем заштриховать эти фигуры на полоске. Правильность выполнения задания сверяется с образцом и обосновывается детьми.
Ребята давайте вспомним, с какими трудностями вы столкнулись? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным (ответы детей)
А теперь пора отправлять ракету нашим друзьям в далекую Галактику. Чтобы запустить ракету, нужно, чтобы у всех было хорошее настроение, какое у вас настроение? (ответы детей). Настроение у всех хорошее - ракета готова к запуску. Начинаем отсчё т: 10, 9, 8, 7,6,5,4,3,2,1.
Рефлексия (звучит музыка)
- А сейчас я предлагаю вам зарядиться космической энергией. Протянем руки к звездам, закроем глаза и пропустим через себя энергию космоса. Восстановим потраченные силы, унесем с собой частичку космоса.
Ребята со всеми заданиями вы справились, показали себя настоящими умниками и умницами, победители всегда получают медали (детям вручаю медали «Умников и умниц»).