Наталия Байвалюк
Индивидуальная НОД в старшей группе комбинированной направленности по использованию пальчиковой и дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Игра детей с пальчиками подарит им много положительных эмоций!
Публикация «Индивидуальная НОД в старшей группе комбинированной направленности по использованию пальчиковой и дыхательной гимнастики» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Есть и еще одна польза от занятий дыхательной гимнастикой о которой мало кто говорит – это ее здоровьесберегающая роль в профилактике простудных заболеваний. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребё нку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Основные задачи пальчиковой гимнастики :
- позволяет активизировать работоспособность головного мозга,
- влияет на центры развития речи,
- развивает мелкую моторику,
- помогает снять напряжение.
Основные задачи дыхательной гимнастики :
- ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом;
- развитие дыхательной мускулатуры;
- увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;
- улучшают обменные процессы;
- психо–эмоциональное состояние;
- выводят из стресса;
- повышают иммунитет.
Простые правила пальчиковой гимнастики :
- вовлекать все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые);
- обязательно чередовать три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Простые правила дыхательной гимнастики :
- следить, чтобы не напрягались плечи, шея;
- не принимать порочных (неудобных, неестественных) поз;
- все дыхательные упражнения проводить плавно, в хорошо проветренном помещении.
Тема: “Дом. Семья”
Цель занятия: Совершенствование мелкой моторики рук и силы вдоха и выдоха, активизировать словарь по теме “Дом. Семья”.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить знания ребенка о семье и доме, вспомнить, какие отношения должны быть в семье.
- Упражнять в употреблении предлогов – в– на.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать речевой слух и фонематическое восприятие.
- Развивать общую моторику и координацию движений.
- Развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать речевое дыхание;
- Развивать силу вдоха и выдоха; силу и высоту голоса;
- Развивать координацию в системе “глаза–рука”, т. е. развивать синхронность движений глаз и ведущей руки, а так же укреплять межфункциональные связи
- Упражнять в расслаблении;
- Совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самоконтроль во время пальчиковой и дыхательной гимнастики;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: демонстрационный материал– мультимедийная презентация; домик, состоящий из разборных частей, части двора – забор дерево, цветок.
Раздаточный материал – перчатка с изображением семьи, бумажные и пенопластовые шарики, трубочки разного диаметра, стаканчики, вода с добавлением жидкого мыла.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая и дыхательная гимнастика гимнастика.
Ход ОД
На столе учителя-логопеда стоит емкость с водой-«морем», двор с домом и мультимедийная доска. Входит ребенок.
Логопед:
- Посмотри, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайся с ними. (Ребенок здоровается). А теперь садись за стол и посмотри внимательно, что ты здесь видишь? (Ребенок описывает)
Логопед:
- Посмотри, где стоит кораблик, а где находится дом? (Ответ ребенка). Сегодня мы с тобой будем путешествовать к дому, где живет наша семья. Но путешествие будет непростым – нам придется преодолевать разные преграды на пути. Ты готов? (Да). Тогда отправляемся в путь.
Сначала мы будем плыть по морю на красивом паруснике. Но, для того, чтобы он плыл нужно подуть на его паруса и переплыть море. (Логопед показывает как подуть на кораблик, ребенок выполняет это упражнение – набирая воздух в легкие и резко выдыхая на парус, чтобы кораблик двигался).
Вот мы и приплыли к берегу, сойдем с корабля на берег и пойдем по дорожке. (Топают пальчикам и по тропинке).
Логопед:
- Посмотри, что это? (Камни) Это ветер их разбросал у нас на пути. А мы с тобой соберем их и перемешаем через трубочку потоком воздуха.
(Перемешивают маленькие, а потом большие камни при помощи трубочек разных диаметров, дуя в них с разной силой воздуха).
Молодец, ты все хорошо сделала и наконец-то путь домой нам свободен. Но посмотри внимательно, ураган разбросал не только камни но и части дома, где жить семье? Давай поможем и построим его заново, а наш волшебный экран нам в этом поможет (Пальчиковая гимнастика «Дом» с помощью презентации).
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Логопед:
- Вот умничка! Ты хорошо постарался! Домик наш готов, сложим крышу и окна в нем (ребенок складывает части дома на импровизированном дворе).
Все смогли мы и управились со всем, вот только теперь должны открыть замок, чтобы зайти внутрь. Откроем? (да).
«Замок»
На дверях висит замок
(пальцы собрать в «замочек»)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали
(постучать ладошками, руки в «замок»)
Мы замочек повертели
(покрутить «замочком» в воздухе)
И открыли (показать ладошки)
Логопед:
- Входим в дом (топаем пальчиками) и встречаем там кого? (семью (на экране для подсказки изображение семьи). А давай мы вместе расскажем нашим гостям какая у нас семья? (Да)
Семья
Знаю я, что у меня дома дружная семья (показываем ладошки с пальчиками, у ребенка перчатка с изображением членов семьи.)
Это мама (загибаем безымянный пальчик)
Это я (загибаем мизинчик)
Это бабушка моя (загибаем указательный пальчик)
Это папа (загибаем средний пальчик)
Это дед (загибаем большой пальчик)
(Сделали кулак и сильно сжали.)
И у нас разлада нет (разгибаем кулачки резко и показываем ладошки).
Вот такая у нас семья – хорошая и дружная. А дружная семья садится дома за стол и что делает? (пьет чай). Да, все очень любят чай с плюшками. Поможем нашей семье закипятить чайник? (Да) Кипятим чайник (Ребенок берет стакан с водой и опускает туда трубочку, дуя в нее до тех пор, пока не появится пена-пузыри.)
Логопед:
- Вот молодец, чай наш закипел, все попили чай. Но мы с тобой устали сегодня? (Да) Значит пора нам отдохнуть. (Ребенок вместе с логопедом выполняют упражнение на дыхание через нос и через рот. Логопед следит за тем, чтобы ребенок плавно вдыхал и выдыхал воздух. Под счет раз, два, три)
Логопед:
- Тебе понравилось наше путешествие? (Да)
- А что больше всего тебе понравилось делать?
Я очень довольна тем, как мы с тобой провели это время. А теперь попрощаемся с нашими гостями. (Прощается и уходит).