Елена Мельникова
Мастер-класс «Ознакомление дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности
старшая группа
Выполнила: Мельникова Е. П.
Цель: показать приёмы проведения развивающих игр по ознакомлению дошкольников с ОБЖ.
Задачи: Формировать представления о безопасном поведении дома, на улице, в экстремальных ситуациях, правилах пожарной безопасности, правилах использования спичек, пользовании электрическими и газовыми бытовыми приборами и т. п., о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностей в охране жизни и здоровья.
Публикация «Мастер-класс „Ознакомление дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности“» размещена в разделах
Умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях : обращаться при необходимости за помощью, позвонить в пожарную охрану, вызвать «скорую помощь».
Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо составить план работы с детьми, родителями, сотрудниками. Попытаемся выбрать из предложенного перечня, мероприятия, которые можно провести с родителями, детьми, педагогами:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного детства на мастер-классе «Ознакомление дошкольников с ОБЖ».
Начнём мы нашу встречу со знакомства. Меня зовут –Лена. Сейчас каждый из Вас вслух назовёт своё имя Все вместе три-четыре. Вот мы с вами и познакомились, даже стали немножко ближе друг к другу. Какие красивые у нас имена. Каждое имя несёт частичку тепла, добра, любви, частичку солнца, ведь мы дети солнца. Да-да, не верите, улыбнитесь друг другу. Молодцы! Сразу стало теплее и светлее, а дети наши – это маленькие солнечные лучики. Они не просто улыбаются, они сияют, а сияют они потому что они живут в своей безоблачной стране, но очень часто их подкарауливает опасность и старается навредить здоровью детей, тогда лучики тускнеют, перестают сиять. Как важно нам взрослым уберечь детей от различных опасностей.
Стихотворение.
Улыбка ребенка как солнечный лучик,
Веселые дети-утра рассвет.
А в группе моей столько глаз «Почемучек»
И каждому дай непременно ответ:
Какие грибы собирают в лесу?
А почему нельзя трогать осу?
Гроза это страшно?
А может быть нет?
И как уберечься от бед?
Пытливое детство мне смотрит в глаза.
Когда-то и мы были детьми, маленькими солнечными лучиками. Нас окружал огромный незнакомый, полный опасностей мир.
Вокруг нас на небосводе появлялись мрачные, грозные тучи - опасности: шумные улицы и движущийся транспорт, дом, полный опасностей, пожароопасные предметы, незнакомые люди на улицах города и полный неожиданностей мир природы. Часто эти тучи проливались на нас холодным дождем. Взрослые оберегали нас, помогали разогнать эти опасные тучи, и на небе появлялась радуга.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Об актуальности формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников говорит и печальная статистика пожаров и несчастных случаев с участием детей. Как сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как воспитать желание помогать друг другу?
формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников-эта проблема является актуальной и значимой проблемой современного мира, которая успешно реализуется педагогами и специалистами в нашем ДОУ.
Хочу представть вам игру, которая называется «Радуга»
В гости радуга пришла.
Семь дорожек принесла.
Все дорожки непростые,
А волшебные такие:
По дорожкам мы пройдем,
И направления найдем.
Красный цвет нашей радуги - пожарная безопасность,
Оранжевый цвет радуги - ребенок на улицах города,
Желтый цвет радуги - ребенок и другие люди,
Зеленый цвет радуги - ребенок и природа,
Голубой цвет радуги - ребенок и здоровье,
Синий- ребенок дома
Фиолетовый цвет - эмоциональное благополучие.
(Приглашаются желающие для проведения игры)
Правила игры: Вариант №1
Одним из участников крутится волчок, когда он остановится,то стрелка, нарисованная на волчке укажет сектор,который играет. К каждому сектору предлагается конверт такого же цвета. В конверте предлагается д/игра на данную тему и т. д. Предлагается музыкальная пауза и физкультминутка.
Вариант №2
Предлагается напольный вариант игры. Радужный круг лежит на полу, по кругу,напротив каждого сектора встают участники игры. В каждом секторе лежат конверты с заданиями или вопросами. По сигналу: раз…два…три…беги бегут. По сигналу стоп останавливаются. Игра начинается или со считалочки,либо по порядку. Закончить игру можно музыкальной паузой.
Картотека предлагаемых игр.
Пожарная безопасность
Игра «Цепочка безопасности»
Цель: Повторить правила безопасности.
Материал: Фишки для каждого ребёнка.
Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы знаете причины пожаров? Каждый ребёнок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребёнку даётся фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.
Игра «Напиши телефон спасения».
Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.
Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинки с изображением «скорой», «пожарной», «полиции». Счётные палочки, пластилин (для усложнения).
Игровые действия: Выбрать картинку спасательной службы, написать телефон спасения с помощью цифр, счётных палочек, пластилина.
Оранжевый Ребёнок на улицах города
Игра «Разрезные знаки»
Цель : развивать умение детей различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал : Разрезные знаки; образцы знаков.
Игровые действия: Ребёнку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать знаки по памяти.
Игра «»
Жёлтый Ребёнок и другие люди
Игра «Я не должен».
Цель: Обучить нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.
Материал: Сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлимыми взаимоотношениями 9 в системе взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, 0, шаблон «Я- не должен» (например, изображение знака «-»0.
Игровые действия: Игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.
Игра «Как бы ты поступил».
Цель: Закрепить умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с людьми.
Материал: Сюжетные картинки по проблеме, призы.
Игровые действия: Игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
• незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку.
• .незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним.
• Незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.
Зелёный Ребёнок и природа
Игра «Внимание природа!»
Цель: Знакомить детей с опасностями, которые могут случится с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.
Материал: Картинки с изображением объектов и явлений природы.
Игровые действия: Выбрать явления или объект и рассказать о том какие опасности он таит в себе.
Игра «Кубик безопасности».
Цель: Закрепить знания, полученные на занятиях по ОБЖ.
Материал: Картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.
Игровые действия: Ребёнок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.
Голубой: Ребёнок и здоровье.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель: Закрепить представления о съедобных и несъдобных грибах (ягодах).
Материал: Мяч.
Игровые действия: Педагог бросает мяч, ребёнок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.
Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении и.
Материал: Сюжетные картинки.
Игровые действия: Предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребёнок ведёт себя хорошо, бережёт свой организм (в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)
Синий: Ребёнок дома
Игра «Раз, два, три, что может быть опасного- найди»
Цель: закрепить представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Материал: Картинки с изображением предметов домашнего обихода.
Игровые действия: Выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.
Игра «Дом, в котором я живу».
Цель: Закреплять знания домашнего адреса и телефона.
Материал: Мяч.
Игровые действия: Педагог бросает мяч, ребёнок должен поймать и чётко назвать домашний адрес, домашний телефон.
Фиолетовый: Эмоциональное состояние
Игра «Составим модель хорошего и злого человека».
Цель: развивать умение подбирать детали лица человека, который может представлять опасность (или наоборот) для окружающих.
Материал: Детали лица (причёсок, контуры лица.
Игровые действия: Предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.
Спасибо за внимание!
Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Игра «Собери опасный предмет»
Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.
Материал: разрезные картинки опасных предметов.
Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
Игра «Цепочка безопасности»
Цель: Повторить правила безопасности.
Материал: фишки на каждого ребенка.
Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.
Игра «Кубик безопасности»
Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.
Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.
Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.
Игра» Четвертый лишний«
Цель: Учить находить среди предметов — опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: набор карточек с изображением различных предметов.
Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов — опасный и объяснить свой выбор.
Игра «Дом, в котором я живу»
Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.
Материал: мяч.
Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.
Игра» Подбери игрушку Танюшке«
Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.
Материал: картинки с изображением различных предметов быта.
Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.
Игра «Раз, два три, что может быть опасного — найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.
Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.
Игра «Внимание: природа!»
Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.
Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.
Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.
Игра «Съедобное — несъедобное».
Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)
Материал: мяч.
Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.
Игра «Пригласи Мишку в гости».
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
Игра «Напиши телефон спасения».
Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.
Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).
Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.
Игра «Хорошо — плохо».
Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.
Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам определить задачи, обозначенные программой дошкольного образования РБ, которые решаются в разных возрастных группах:
2-я младшая группа:
• формировать представления: о простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях: кровотечение из носа, травма, ожог и др.);о правилах безопасного поведения на улице, дома, в группе, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми.
• Умения:применять правила пожарной безопасности.
Средняя группа :
• Формировать представления о: поведении при возможных ситуациях (дома, в магазине, на улице и. т. п., номерах телефонов: пожарной службы.
• Умения: применять в повседневной жизни доступные правила пожарной безопасности, набирать номер «101»,правильно пользоваться бытовыми приборами.
Старшая группа:
Формировать представления о: безопасном поведении дома, на улице, в экстремальных ситуациях, правилах пожарной безопасности, правилах использования спичек, пользовании электрическими и газовыми бытовыми приборами и т. п., о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностей в охране жизни и здоровья.
Умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях : обращаться при необходимости за помощью, позвонить в пожарную охрану, вызвать «скорую помощь».
Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо составить план работы с детьми, родителями, сотрудниками. Попытаемся выбрать из предложенного перечня, мероприятия, которые можно провести с родителями, детьми, педагогами:
- Сейчас я предлагаю вам придумать свой авторский вариант дидактической игры по пожарной безопасности. (предлагается материал)
- Мне было приято с вами работать, хотелось бы узнать ваше мнение по итогам моего мастер – класса, проведем мы его в необычной форме, используя цветовые сигналы.
Красный - было не интересно, не заинтересовал, ничего нового.
Желтый - информация заинтересовала, в практике использовать не буду.
Зеленый - представленный материал интересен, буду применять на практике.
Благодарю всех за сотрудничество! Творческих всем успехов