Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию»

Екатерина Лапкус
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию»
▼ Скачать + Заказать документы

Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой через арт – терапевтические технологии.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию“» размещена в разделах

• способствовать внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса;

• Познакомить педагогов с понятием «Сказкотерапия»;

• Актуализировать позитивный эмоциональный опыт в процессе работы со сказкой.

Ход мероприятия:

Теоретическая часть

Уважаемые, коллеги! В наше время, когда компьютерные игры буквально поглащают внимание детей и заменяют им общение с другими людьми, дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Поэтому, обучение детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренниймир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка– оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка– расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка– помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка– вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказкив виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;

• не стоит растолковывать мораль сказки;

• больше юмора;

• содержание сказки должно быть понятно ребенку.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основная практическая часть.

1. «Разминка»

Ведущая: Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

2. .«Путешествие» (Ритуал вхождения в сказку)

Перед началом включается запись спокойной музыки – «Вход в сказку». А на экран выводится картинка с изображением открывающихся сказочных дверей.

Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них:

«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога — самая трудная колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова или массажная дорожка). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой».

Участники по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.

На экране появляется сначала слайд со сказочной тропинкой, а затем со сказочной поляной.

Ведущий: Вот мы и попали с вами в сказку. Посмотрите, нас уже ждут сказочные герои. (На столах рисунки с героями из сказки «Теремок»). Только они заколдованные. Я предлагаю Вам, собрав все волшебные силы, которые вы приобрели во время путешествия сюда, расколдовать наших героев. А все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь на столе.

Группе предлагается, используя пластилин, краски, фломастеры, цветную соль, цветной песок, клей и прочие материалы раскрасить героев сказки. Для раскрашивания участникам дается 10 минут.

Ведущая: Какие чудесные герои у вас получились! Каждый из вас внес в их оживление частичку своего тепла, своей души. Давайте угадаем из какой сказки эти герои? («Теремок»)

На участников, одеваются маски героев сказки «Теремок». Пока герои готовятся показывать сказку, ведущий задает вопрос остальным участникам – зрителям: А скажите пожалуйста, какие слова произносят все герои этой сказки? (Терем – теремок! Кто в тереме живет)

Все герои сказки произнося эту фразу по – разному, с разными эмоциями. Вот и мы с вами сейчас попробуем проговорить эти слова – радостно, грустно, сердито, удивленно. (Участникам – зрителям раздаются смайлики с разными эмоциями и они, по очереди, проговаривают фразу).

Ведущая: Ну а теперь наши герои готовы. Пора начинать сказку.

Сказка Теремок

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок оглянулась, а в тереме то пыльно, грязно.

(Ведущий задает вопрос зрителям: Что же мышка – норушка делать стала? - ответы)

И принялась мышка – норушка за уборку. Весь день она порядок наводила: полы подметала, пыль и паутину убирала. Устала мышка – норушка и решила посидеть отдохнуть. Смотрит в окно и видит, что к терему ее гостья скачет.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить.

(Ведущий задает вопрос зрителям: А что же ей мышка – норушка ответила? - ответы.)

— Что ты делать умеешь?

(Ведущий задает вопрос зрителям: Как вы думаете, что может делать лягушка? - ответы.)

- Я могу воду носить, огород поливать. Да тебе помогать.

- Ладно, иди ко мне жить! Одной хорошо, а вдвоем лучше, есть с кем поговорить. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить.

(Ведущий задает вопрос зрителям: Что ему мышка с лягушкой ответили? - ответы.)

— Что ты делать умеешь?

(Ведущий задает вопрос зрителям: Как вы думаете, что может делать зайчик)

- Я могу дрова рубить, да их в теремок носить.

- Ладно, иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

(Ведущий задает вопрос зрителям: Почему лягушка и мышка пустили зайца)

Вот они все дела за день переделают, потом заяц берет в руки балалайку и играет, а лягушка с мышкой пляшут. Весело им вместе жить. (Включается русская народныя музыка и герои танцуют)

Как то вечером идет мимо теремка лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить.

— Что ты делать умеешь?

(Ведущий задает вопрос зрителям: Как вы думаете, что может делать лисичка? - ответы.)

- Я могу кашу варить, да пироги печь.

- Ладно, иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

(Ведущий задает вопрос зрителям: Как вы думаете с лисой веселее жить? - ответы.)

Дела за день переделают, потом заяц берет в руки балалайку и играет, Лисичка песни поет, а лягушка с мышкой пляшут. (Включается русская народныя музыка и герои танцуют, песню поют)

Услышал волчок-серый бочок, что в лесу на полянке каждый вечер веселье, решил проверить. Прибежал к теремку, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить.

— Что ты делать умеешь?

(Ведущий задает вопрос зрителям: Как вы думаете, что может делать волчок)

— Охранять теремок могу, да чинить то, что сломалось.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют, пляшут. (Включается русская народныя музыка и герои танцуют, песню поют)

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый. Пустите меня к себе жить.

И не успели звери ничего сказать, как медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок — все целы и невредимы.

(Ведущий задает вопрос зрителям:Что теперь будут делать жители теремка? - ответы.)

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Ведущий: Почему у них теремок лучше прежнего получился? (Обсуждение)

3. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».

4. Рефлексия. У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку.

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку.

Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.

Мастер-класс «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Ознакомление дошкольников с жанрами художественной литературы происходит.

Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» Мастер-класс «Россия – Родина моя!» Составитель – воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасанова Светлана.

Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического.

Методическая разработка НОД по речевому развитию «Ознакомление с художественной литературой» Тема: «Чтение русской народной сказки Волк и семеро козлят» Цель: Расширить знания детей о русской народной сказки, предложить детям вспомнить.

Методическая разработка занятия «Образ Бабы-Яги в сказках». Ознакомление детей с художественной литературой Методическая разработка занятия «Образ Бабы- Яги в сказках» Апрель, 2016 г. Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного.

Ознакомление с художественной литературой ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка Задачи. Поддерживать интерес и эмоциональное восприятие.

Ознакомление с художественной литературой ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «У страха глаза велики» Русская народная сказка Задачи. Учить детей внимательно слушать сказку, верно понимать.

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Средний возраст самый оптимальный для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника,.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ (с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии) Книга — это волшебница. Книга преобразила мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 16:51
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через сказкотерапию»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лапкус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД