Светлана Ишмуратова
Мастер-класс для педагогов «Современная образовательная технология в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Рада вас приветствовать на нашем мастер классе название, которого: «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).
Задачи.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Современная образовательная технология в работе с детьми“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
На своем опыте при работе с детьми игровые технологии актуальны и эффективны. По, этому хотелось бы вам показать самые интересные игры и упражнения с использованием различных средств в наших игровых технологиях.
Эти упражнения будут способствовать в коррекции не только двигательной но и речевого аппарата.
Сейчас мы вместе с вами с играем игру «5 веселых гномов», это пальчиковая игра под музыку, будем выполнять ритмичные движения, но игра будет не обычная, мы с вами превратимся в музыкантов. Мы будем реперами.
(Предлагаю вам встать возле своих стульчиков)
Приготовьте свои пять пальчиков - это будет наши помощники, а правой рукой будем крутить музыкальные диски.
- Готовы?
- Повторяйте за мной слова, а в конце крикнем все вместе «ВАУ», договорились?
(Танцуем двигаемся не стесняемся)
Пять веселых гномов играют в прятки, один из них упал головою вниз.
(большой палец показываем вниз)
Гномик Дерефорд в голос отвечает: лучше попробуйте киндер сюрприз.
(правой рукой имитируем движения крутящего диска)
- Ребята сколько гномов осталось?
(четыре, молодцы)
Четыре веселых гномов играют в прятки, один из них упал головою вниз.
(указательный палец показываем вниз)
Гномик Дерефорд в голос отвечает: лучше попробуйте киндер сюрприз.
(правой рукой имитируем движения крутящего диска)
Три веселых гномов играют в прятки, один из них упал головою вниз.
(средней палец показываем вниз)
Гномик Дерефорд в голос отвечает: лучше попробуйте киндер сюрприз.
(правой рукой имитируем движения крутящего диска)
Два веселых гномов играют в прятки, один из них упал головою вниз.
(безымянный палец показываем вниз)
Гномик Дерефорд в голос отвечает: лучше попробуйте киндер сюрприз.
(правой рукой имитируем движения крутящего диска)
Один веселый гном играет в прятки, один из них упал головою вниз.
(мизинце показываем вниз)
Гномик Дерефорд в голос отвечает: лучше попробуйте киндер сюрприз.
(правой рукой имитируем движения крутящего диска)
- Сколько осталось гномов ребята?
- Не одного.
Ни кто теперь из гномов не играет в прятки
(пожимаем плечами)
Никто теперь из них не падает головою вниз.
(наклон)
Снова гномик Дерефорд в голос отвечает – Дети получат киндер сюрприз.
И в конце: «ВАУ»
Молодцы!
Вот видите какая чудесная, замечательная игра. Присаживайтесь.
Сейчас я покажу еще одну замечательную игру с использованием музыкальных палочек «Клавеса»
Игры с использованием музыкальных палочек – клавесов. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки.
Возьмите пожалуйста палочки.
Путем постукивания ритм под наш маленький стишок который называется: «Дедушка молчок»
И так:
Чотки, чотки, чотки
(постукиваем палочками по столу)
Кто ты, Дедушка- Молчок?
(постукиваем палочками друг о друга)
Может ты боровичок?
(постукиваем тыльной стороной палочек друг об друга)
Или ты лесовичок?
(Поставили к голове как рожки)
Только лес шумит шу-шу-шу,
(катаем друг о друга)
Только лес шуршит ша-ша-ша,
(стучим друг о друга)
Только лес поет ши-ши –ши
(стучим об стол боковыми сторонами)
Спать пора вам, малыши!
(стучим торцами)
- Молодцы!
Вот видите какая замечательная, интересная игра.
А сейчас с играем еще в одну замечательную игру. Для которой нам понадобятся вот такие коврики пазлы.
Мы свами с играем в речевые игры.
Предлагаю выложить дорожку перед собой.
Эти предметы помогают нам с вами разрабатывать свод стопы. Игра будет называться : «По, топай столько раз, сколько звуков в слове»
Я называю слово, а вы подсчитываете, сколько звуков вы услышали, и протопать на коврике.
-Готовы?
-АУ- сколько звуков ребят?
- Два. - давайте потопаем. (оин,два)
-Дом. - сколько звуков ребят?
-Три – молодцы. сколько раз мы топаем?
-Мама- сколько звуков?
-четыре
Молодцы!
И еще одна игра, которая называется «Придумай слово на заданный звук»
Я предлагаю сейчас придумать слова, которые начинаются на звук «М» и стоит в начале слова.
Выиграет тот кто первый дойдет до конца дорожки. (мама, мышка, морковка)
Молодцы! Вы справились с заданием.
Спасибо! Можно убрать коврики.
Рефлексия.
Слушание музыки.
-Закрываем глаза и мечтаем, слушаем музыку.
- Мы с вами оказались в весеннем лесу, поют птички, шумит ручей.
Светит яркое солнце.
Можно открыть глаза.
Игры с использованием музыкальных палочек –клавесов. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки. Итак,
Стишок называется «Дедушка –Молчок»
Чики-чики-чики-чок
Кто ты, Дедушка- Молчок?
Может ты боровичок?
Или ты лесовичок?
Только лес шуршит шу-шу-шу,
Только лес шумит ша-ша-ша,
Только лес поет ши-ши –ши,
Спать пора вам, малыши!
Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су - означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Следующий прием называется кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.
«Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
Такие упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Игры с использованием орто – пазлов. Обычно мы привыкли их использовать для массажа стоп. Но мы используем орто пазлы и во время речевых игр. Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов, так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления.
Примеры упражнений с использованием орто пазлов.
«Прошагай/протопай слово» (Воспитатель называет слово, ребенок делает столько шагов, сколько в слове частей. Сделай столько шагов, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уао)
«Преодоление болота». (Придумывание слов на заданный слог/звук, движение по коврикам.)
Автоматизация звука в слогах. (Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.)
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
Словесная режиссерская игра;
Пересказ от лица литературного героя;
Словесное рисование;
Психогимнастика;
Метод «А что потом»;
Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
Метод «Придумывание кратких историй»;
Метод «Моделирование»;
Метод «Сказка про самого себя»;
Метод «Перевирание сказки»;
Метод «Бином фантазии»;
Метод «Сказки по-новому»;
Метод «Сказка – калька»
В итоге применения сказкотерапии, как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Эти игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
Итог:
Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяю в своей работе, что позволило нам не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.