Кристина Морозова
Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Публикация «Образовательная технология — проектная деятельность, Проект „Профессии“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Во время занятий и игр с детьми мы заметили, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Они знают, кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностные. Не все они бывали на работе у родителей.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи (с мамы и папы, бабушки и дедушки) и с детского сада, с тех, кто ближе детям.
Тип проекта: познавательно – творческий, совместный, речевой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь 2020 по октябрь 2020)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги группы, родители воспитанников, сотрудники детского сада.
Цель проекта:
- формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека;
- расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Задачи проекта:
- расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- пробуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям;
- воспитывать уважение и бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
-помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- содействовать развитию активного словаря детей. Побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Задачи для педагогов:
- создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
- побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Формы реализации проекта:
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое»
«Физическое развитие»
Взаимодействие с родителями:
1. Информирование родителей о проекте «Профессии»;
2. Принять посильное участие в проекте;
3. Сбор информации о профессиях для создания альбома (фотографии с работы);
4. Помощь в приобретение костюмов и атрибутов разных профессий: врача, пожарного, инспектора ДПС, парикмахера;
5. Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии в музеи с детьми). Например, такие, как: "Музей пожарной охраны", город профессий КидБург и т. д.
Предполагаемый результат:
Дети: будут, имеют представление о разных профессиях; узнают, кто работает в детском саду, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.
Воспитатели: пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.
Родители: вовлечены в воспитание и профориентационное сопровождение детей.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
I. Подготовительный этап.
1. Изучение материала по программе в возрастной группе.
2. Подбор методической литературы по теме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3. Приобретение костюмов и атрибутов разных профессий: врача, пожарного, инспектора ДПС, парикмахера.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, посвященных теме «Профессии».
5. Побеседовать и вовлечь родителей в работу над проектом: оформление альбомов.
Методическая литература и дидактические игры.
II. Основной этап.
1. Беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем работают родители», «Помощник воспитателя», «Кем вы хотите стать, когда вырастите», «Какие профессии есть в детском саду», «Что было бы, если бы пропали все доктора, повара, строители…»
2. Дидактические, настольно-печатные: «Какая профессия у человека», «Назови профессию», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись?», «Названия профессии от А до Я», «Что делают этим предметом?», «Четвертый лишний».
3. Чтение пословиц и поговорок о труде
4. Чтение и обсуждение художественной литературы:
- В. Маяковский «Кем быть?»
- С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер»
- Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
- Я. Аким «Мой брат Миша»
- Ю. Крутогоров «Профессии»
- Л. Тактаева «Кем быть?»
- Б. Заходер «Строители»
- С. Маршак «Почта»
- украинская народная сказка «Колосок»
5. Чтение стихов, загадок о разных профессиях.
6. Сюжетно –ролевые игры: «Продавцы в магазине», «Салон красоты», «Учителя в школе», «Строители», «Кафе», «Полицейский», «Пожарные», «Воспитатель детского сада», «Поликлиника», «Повар», «Врач».
7. Рисование «Фартук для помощника воспитателя», «Кем я хочу стать»
8. Лепка «Фрукты, овощи для поваров»
9. Аппликация «Тележка - подарок для дворника»
10. Наблюдение за работой мл. воспитателя в группе и за работой дворника на участке
11. Трудовая деятельность (дежурство, мытье игрушек, помощь дворнику в уборке сухих листьев на участке группы)
12. Сбор фотографий с рабочих мест
Дидактические игры: «Какая профессия у человека», «Назови профессию».
Рисование «Кем я хочу стать»
III. Заключительный этап.
1. Показ презентации «Кто работает в детском саду?», «Все профессии важны-все профессии нужны»;
2. Рассматривание альбомов «Профессия моих родителей»;
3. Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать»;
4. Пригласили в гости к детям одну маму по профессии врач, которая рассказала и показала детям наглядно, как нужна и важна её профессия.
Анализ результатов повторного исследования позволил сделать вывод о том, что:
-большинство детей называют профессии родителей, знают, чем занимаются родители на работе и какую пользу приносят обществу;
-дети называют профессии тех, кто работает в детском саду и знают в чем состоит их работа;
-расширились представления детей о различных профессиях. Некоторые дети мечтают выбрать профессии родителей;
-у детей повысился интерес к данной теме (выбор сюжетно-ролевых игр, вопросы детей к взрослым, беседы);
-произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии современных требований;
-повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни