Ольга Попова
Мастер-класс на тему «Развитие познавательных способностей детей младшего возраста через экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему
Воспитатель: Попова О. Н., МБ ДОУ д/с№51
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по развитию познавательных интересов через экспериментальную деятельность
Задачи:
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие познавательных способностей детей младшего возраста через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- сформировать у участников мастер класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков
1. Специально-организованное обучение в форме НОД;
2. Совместная деятельность взрослого с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представления о мире - наблюдения.
Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.
С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос "почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
В этом возрасте важно не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; проводить опыты с разными материалами.
Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе, особенно в теплый период, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - уточнить, закрепить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми предметами.
Можно сделать вывод, о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития способности быть исследователем.