Ольга Денисова
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Опытно-экспериментальная деятельность, как элемент экологического воспитания дошкольников»
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта, а также развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2022
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Предварительная работа:
- Подготовка оборудования: стаканы (с водой,краски,кисточки,палочки ватные, сахар, соль, ложки, чеснок, кубики льда, сосуд с горячей водой, стекло, картошка.
Актуальность:
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с водой; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения». В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать. Мы поговорим о воде.
Практическая часть.
Программное содержание:
- Познакомить детей со свойствами воды.
- Закрепить представление детей, о том, где находится в природе вода.
- Познакомить со значимостью воды для всего живого.
- Развивать у детей бережное отношение к воде.
– Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
- Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
– Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
– Слушать воспитателя.
– Внимательно следить за результатом опыта.
– Закончив наблюдение, сделать вывод.
Ход занятия.
Ребята я хочу вам предложить отгадать, что у меня находится на столе. (на столе стоят стаканчики с водой, накрытые салфеткой, для этого отгадайте загадку:
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать. (вода)
Мы сегодня поговорим о воде.
А где можно встретить воду?
Вода есть в реке, в озере, в море, в ручейке, идет дождик-это капельки воды, подают снежинки - это замороженные капельки.
Ребята, я предлагают нам поиграть с водой - провести опыты.
Вода-это жидкость. Она течет. Ее можно наливать во что-нибудь, ее можно видеть, трогать. Еще вода имеет много других качеств, которые мы сейчас с вами узнаем.
А теперь приступим.
Опыт №1. «Прятки»
-стаканы (с водой,
- краски,
- кисточки,
- палочки ватные.
Перед вами стоит стаканчик с водой. Я предлагаю вам взять ватную палочку и положите в стаканчик, ее видно? Да. Потому что вода прозрачная, без цвета. А теперь возьмите кисточку, намочите водичкой и опустите в стакан, что произошло с водой? Она изменилась, стала мутной, стала иметь цвет. А давайте еще раз попробуем добавить краску в стаканчик, какой теперь стала водичка? Более окрашенной. А теперь опустим снова ватную палочку в стакан с водичкой ее видно? Ее не видно, так как мы в нашу водичку добавили краску.
Вывод: вода не имеет цвет-прозрачная, предметы хорошо видны, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавим.
Опыт №2. «Солено-сладко»
- стаканы с водой (теплая, холодная)
- сахар, соль
- ложки
Перед вами стоят два стаканчика с водой, с теплой и холодной. А теперь возьмите 1 стаканчик с чистой водой и попробуйте ее. Какая она на вкус? Безвкусная. А теперь в теплый стаканчик добавьте в ложечку соли и помешайте. Посмотрите быстро соль растворилась? - Да. А теперь попробуйте водичку. Какая она стала? - Соленая, у нее появился вкус. А теперь в стакан с холодной водой насыпьте сахар. Понаблюдайте, как долго сахар растворяется в воде, размешайте и попробуйте. Какая стала вода на вкус? - Сладкая.
Вывод: Вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретать вкус того вещества, которое растворили в воде. И еще мы с вами узнали, что в теплой водичке растворяется быстрее, чем в холодной.
Опыт №3. «»
-стакан с водой (теплая)
- чеснок.
- ложки
Перед вами стоят стаканчик с водой, понюхайте ее. Чем она пахнет? - Ничем. А теперь давайте я вам добавлю кое-что в стаканчик (чеснок, вы возьмите ложку, размешайте и понюхайте. Что стала с запахом? Он появился.
Вывод: Вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретает запах того вещества, которое растворили в воде.
Ребятки, мы сейчас с вами немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт №4. «Море»
- стаканы (с теплой водой,
- соль,
- ложки,
- картошка.
Перед вами 2 стакана с водой. Один стакан оставим с чистой водой, а во второй стакан насыпим соль и размешаем. Затем опустим в стаканы картошку. В чистой воде картошка будет плавать, а в соленой утонет.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем дома в ванне. В море лодка не тонет.
Опыт №5. «Льдинка»
- кубики льда.
Стук в дверь, воспитатель открывает дверь. Ребятки нам Снежная королева передала кусочки льда, возьмите все по одному кусочку льда в руки, что произошло с нашими ручками? - Они стали мокрые. - А почему они стали мокрые? - Так как лед стал таить. А почему лед стал таить. - Так как в группе тепло и наши руки теплые. Положите лед на салфеточку. Что происходит с салфеткой? - Становится мокрой. Правильно, это нам еще раз показывает, что лед таит и превращается в воду. А когда вода у нас превращается в лед? - Когда на улице холодно, мороз. Правильно. А речки из чего у нас состоят? - Из воды. И когда на улице мороз, наступает зима, то вода во что превращается? -В лед. А когда лед на реке начинает таять?- Когда на улице становится тепло, выходит солнце.
Вывод: Ребят у нас вода бывает не только жидкой, но и твердой-в виде льда.
Опыт №6. «Капельки»
- сосуд с горячей водой,
- стекло.
Ребятки, посмотрите какую водичку я налила в стакан? - Горячую. А почему вы так решили? - Идет пар. А теперь мы с вами прислоним стеклышко к стакану с горячей водой, посмотрите, что на стекле появилось? - Капельки. Правильно, а что такое капельки? - Это тоже водичка. У нас пар превратился тоже воду.
Вывод: Сделаем вывод, у нас вода бывает не только жидкой, не только твердой-в виде льда, а также газообразной - в виде капелек.
Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Помимо того, что мы с вами знали о воде, что Она течет, ее можно наливать во что-нибудь, ее можно видеть, трогать. Еще вода имеет много других свойств, о которых мы сейчас с вами и узнали:
-прозрачность,
-нет запаха,
-без вкуса,
-быстрый растворитель,
- соленая вода тяжелее, обычной.
- вода может принимать жидкие твердое, газообразное состояние.
Вывод:Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего
мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира
«Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными»
В результате организации детского экспериментирования у детей:
- развивается познавательная активность;
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (в нашем случае-воде) и их свойствах.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.