Сапият Ипиева
Мастер-класс «Национальная музыка в Дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайды про «Дагестан!»
Сапият- Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!
Света- Ассаламуалейкум! Добрые гости!
Сапият- Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро. Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в многонациональном Дагестане.
с 8 слайда «Народности Дагестана!»
Звучит дагестанская мелодия.
Света- Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Публикация «Мастер-класс „Национальная музыка в Дошкольном образовании“» размещена в разделах
Он богат своей культурой, традициями, адатами, разными народностями, которые говорят на разных языках. - Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, воспитывает уважение и почитание старших.
Сапият
Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана, весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.
Света.
Многонациональный характер дагестанской культуры определил исключительное богатство и многообразие тем и жанров народной музыки. При яркой самобытности музыкального искусства каждой национальности Дагестана.
Самые употребительные национальные инструменты :
духовые - зурна, дудук, балабан;
смычковые - кеманча и чагана; однорядная "азиатская" гармоника;
Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара.
струнные щипковые - агач-кумуз, тамур (в Юж. Дагестане также тара, чонгур, саз);
Дошкольный возраст позволяет услышать и увидеть красоту и звучание этих инструментов но самые используемые музыкальные инструменты в этом возрасте это: бубен, кумуз, зурна, барабан.
Барабан считается национальным музыкальным инструментом для всех кавказских народов. Ни один танец не проходил без игры на нём. Воспитанники наших городских детских садов очень любят играть на национальных инструментах и сейчас мы вам покажем отрывок выступления.
(Слайды и прослушивании по инструментам) видео барабаншицы. Ударный инструмент – тэп помогает детям слышать и чувствовать ритм задаваемой музыки.
(фото в костюмах детей с инструментами)
Зурна и кумуз, это наиболее используемые инструменты на которых дети не могут играть но с удовольствием имитируют игру на них.
Слайды
Сапият- Хочется поговорить и о наших дагестанских композиторах, которые немало написал произведений для детей дошкольного возраста :
Ш. Чалаев---«гимн Дагестана» давайте послушаем.
Г А. Гасанов---«Праздничная увертюра»
Фаталиев,--- лакская песня
Наби Дагиров---«Утро в горох»
М. Кажлаев---«девушка из Кубачи»
(Слайды и прослушивание некоторых произведениям)
Произведения этих композиторов вошли в региональную программу наших детских садов и очень любимы.
Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни. И в этом нам помогает использование песен на своих родных языках.
Давайте посмотрим выступление одной из воспитанниц.
Видео где поет девочка на даргинском языке.
Света- "А танец наш полон жизни
Он лучше на свете без спора
Земля и небо едины
В танце крылатых танцоров. "
Лезгинка коренных дагестанских народов включает в себя разновидности с элементами, характерными для определённых народов (лакский, кумыкский, аварский, даргинские танцы и прочие). Воспитанники наших детских садов, с удовольствием разучивают и исполняют танцы народов Дагестана ведь это наша история и самобытность и сохранение культуры.
У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколение.
Сейчас мы с вами поиграем дагестанскую в игру
«Подними платок» или «подними папаху»
Группа девочек располагается по кругу, в центре которого на стульчике лежит платок.
Звучит одна из Лезгинок народностей Дагестана. /Аварская, кумыкская, лакская, акушинка, лезгинская/. Девочки, прослушав начало музыки, должны исполнить любой танцевальный элемент заданной Лезгинки.
С окончанием музыки должны быстро подбежать к стульчику, взять платок и надеть на голову.
Победительница приглашает мальчика на исполнение дагестанского танца.
Сапият- А сколько сочинено народных песен, игр, потешек. Наш долг раскрыть этот прекрасный материал дошкольникам. Основы музыкального воспитания дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
Коллеги, давайте вспомним потешки переложенные на музыку наших дагестанских композиторов.
Лейся дождик по лицу-
Подарю тебе овцу!
Если хлынешь как река
Подарю тебе быка!
Ой-ра, ой-ра, Ой-ра-да
Не догнать нас никогда,
Мы быстрее козлика,
Верблюжонка, ослика. (лезг.)
Асият и солнечные бусы.
Бусы мамины надела Асият
На веранде закружилась Асият.
В каждой, бусине по зернышко зажглось.
Ой, откуда столько солнышек взялось?
Света- Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.
Слайды с обрядами и видео если есть
Сапият- Духовность надо воспитывать с раннего детства. Проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалась ограниченным кругом педагогов. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре народов Дагестана стала привлекать более пристальное внимание не только педагогов дошкольного образования, но и руководство республики.
Таким образом, обращенность образования к культуре Дагестана - это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Слайды руководство РД
Света- В ходе нашей работы достигнуты определё нные результаты:
• созданы: в каждом детском саду музыкальные уголки с национальными инструментами, «Уголок родного края!» в котором собраны предметы быта, символика, олицетворяющая Дагестан.
• сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций к национальной музыке народов Дагестана ;
• собран наглядный материал : иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;
• подобранна фонотека, аудио записи, разработки сценариев, занятий, развлечений.
Второй год по плану управления образования реализуются поставленные задачи по работе с региональным компонентом во всех детских садах нашего города.
Целенаправленно и планомерно ставятся задачи, по сохранению традиций и культуры народов Дагестана.
В нашем городе, в центре традиционной культуры народов России, прошел республиканский семинар практикум на тему: «Ознакомление дошкольников с обычаями и традициями народов Дагестана» в рамках деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Песни, танцы, обряды, игра на национальных инструментах, декламация стихотворений на родных языках привели восторг не только бывалого зрителя, но и гостей фестиваля.
В наших детских садах ведется работа по выявлению талантливых и одаренных детей, в данное время функционируют кружки национального, современного танца где мы выявляем одаренных и талантливых детей.
Итогом нашей работы являются выступления воспитанников на городских площадках города, школах, различных мероприятиях сада. С продолжением обучения в дальнейшем в профессиональных кружках города, в детских домах творчества, в музыкальной школе, в центре традиционной культуры.
Сапият. Руководство ГМО, специалисты, совет опытных педагогов оказывают помощь, делятся своим многолетним опытом с молодыми коллегами.
Нашими методистами разработаны и опубликованы в СМИ сценарии праздников, развлечений, обрядов и традиций народов нашей республики. Неоценимый вклад внесли в работу с региональным компонентом такие методисты как Зульпукарова Патимат Меджидовна много лет проработавшая ЦРР «Детский сад №8»
И заместитель заведующей по ВМР Фараджева Гульмира Магомедовна. Публикации Гульмиры Магомедовны заняли места не только на республиканских конкурсах, но и на всероссийских.
«Осень в Дагестане», «Весна в горах», музыкальная сказка «Три брата и Шах девица.
Света. Мы, молодое поколение, должны учиться на лучших традициях и живых примерах. От нас зависит будущее наших детей.
Сапият- одна поговорка гласит:-
«Расскажи мне я забуду, покажи мне я запомню,
вовлеки меня и я пойму и чему то научусь.»
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем. Рассказываете, показывайте и вместе творите тем самым, сохраняя и передавая историю культуры наших народов.
Света.
Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом!
Мира вам коллеги и чистого неба над головой!.