Алёна Булатова
Консультация «Прогулки в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
а) Основные задачи прогулки.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Публикация «Консультация „Прогулки в дошкольном образовании“» размещена в разделах
Задачи прогулки : - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать
познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Виды прогулки (по месту проведения) :
- на участке Детского сада;
- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).
Виды прогулок (по содержанию) :
- традиционная;
- тематическая;
- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Значение прогулки для развития детей.
- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом
взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения
детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими,
смелыми, выносливыми.
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,
повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и
эстетического воспитания.
б) Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (информация на мольберте).
Задачи образовательной области «Физическое развитие» :
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей : в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенкасо взрослыми и сверстниками; - становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей : в ходе
трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей : в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формы, через которые решаются задачи образовательных областей : в ходе
хороводных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – художественно-эстетическое развитие.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке : наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Примеры опытов и поисковых действий, которые вы используете в работе с детьми
в ходе прогулки.
- «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;
- «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают
льдинками постройки из снега;
- «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю,
асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне,
кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;
- «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;
- «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды,
рисуя узоры;
- «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной
обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;
- «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;
- «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;
- «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».
- «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;
- «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.
Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.