Виктория Александровна Полина
Мастер-класс музыкального руководителя «Развитие музыкально-творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
Тема:"Развитие музыкально -творческих способностей детей посредством внедрения в процесс НОД инновационных методик"
Составила Музыкальный Руководитель Полина Виктория Александровна
Пояснительная записка
Публикация «Мастер-класс музыкального руководителя „Развитие музыкально-творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Мастер-класс представлен согласно ФГОС ДО в направлении музыкальное развитие детей, образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка». При разработке мастер-класса я основывалась на идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, а также на методические рекомендации Орловой Т. М., Бекиной С. М., данные методики наиболее приемлемы для развития музыкально -творческих навыков детей дошкольного возраста. Для наиболее точного усвоения детьми музыкально-творческого материала, я опиралась на методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста авторов Б. Асафьева,К Орфа,В. Келлера,З. Кодаи,К Тарасовой,методики и рекомендации Бурениной А. И,М. Ю. КартушинойВ. В. Емельянова О. В. Кацер. Очень полезны в работе над творчеством в музыке работы современных выдающихся педагогов – новаторов Тютюнниковой, А Бурениной, И Новоскольцевой, которые помогают в работе над развитием музыкальных способностей. Главной целью в своей работе ставлю: «Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие творческого потенциала каждого ребёнка».
Мастер-класс поделён на три части. В основной части мною использованы технологии из парциальной программы «Ладушки» Каплуновой И. М., И. А. Новоскольцева. Иновационные приемы по принципу методики К. Орфа «Звучащих жестов», демонстрация игры «Ритмический коврик». Импровизационное задание на развитие музыкального восприятия «Семейка огурцов». В завершении практической части использовался прием озвучивания осенней «Сказки – шумелки» по мотивам р. н. сказки «Пых» с использованием шумовых и нетрадиционных инструментов (шарик, расческа, и т. д.)Вторая часть представляет собой презентационный материал педагогического опыта - творчество детей в различных мероприятиях. Это творческая нарезка выполнений детьми творческих заданий в песенной импровизации, этюды, фрагмент ритмопластики в процессе НОД. Заключительная часть это рефлексия, а также дискуссия по результатам проведенного мастер-класса, обмен опытом и мнениями.
Задачи мастер-класса :
Передать свой багаж знаний коллегам с помощью показа и комментария форм, методов и приемов педагогической деятельности;
Совместная отработка методических подходов и приемов;
Повышение своего профессионального мастерства;
Цель мастер-класса : Познакомить присутствующих с комплексом специально подобранных методов и приёмов, способствующих развитию музыкального творчества детей, с использованием инновационных технологий педагогической деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
Помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, музыкальный инструмент фортепиано, музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков различных форматов, USB-накопителей, мультимедийное оборудование. Демонстрационный и раздаточный материал.
Целевая аудитория: Участники методического объединения - музыкальные руководители Георгиевского городского округа.
План проведения мастер- класса :
Проведение с участниками мастер-класса эффективных приёмов работы;
Презентация педагогического опыта;
Рефлексия, дискуссия по результатам проведенного мастер-класса.
Предполагаемый результат: Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Теоретическая часть:
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.
По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".
Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.
В своей педагогической деятельности главной целью для себя ставлю: Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества : Музыкально – ритмические движения, ритмопластика,певческие импровизации,игра на детских музыкальных инструментах.
В развитии у дошкольников творчества я применяю различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. Особое внимание в моей работе отвожу «Музыкально-игровому творчеству». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях
Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.)
На первых этапах формирования у детей представления о танцевального творчества я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.
«Музыкально-игровое творчество» - этонаиболее любимый детьми вид творчества, мы вместе учимся находить способы воплощения музыкально-игрового образа, а затем дети сами подключают воображение и воплощают в действии весь спектр полученных ранее навыков. Участие детей в театрализованных играх позволиляет им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей
Следующий вид детского музыкального творчества «Импровизационное музицирование». Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, исследуя и манипулируя с шумовыми игрушками, ребенок уже погружается в мир своей импровизации. Такие импровизации могут сопровождать все виды музыкальной деятельности. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины, музыкальным произведениям.
Практическая часть:
А сейчас уважаемые коллеги переходим к практике!
Дорогие коллеги, сегодняшний мастер класс я хочу посвятить осени
В чудесном вальсе не спеша
Кружит осенний лист
Он исполняет танец свой
Как вертуоз, артист
В порывах ветра он летит
Стараясь не упасть
В его движеньях круговых мне кажется есть страсть
И украшают листья парк
Дорожки луг и сад
И одевает их листва
В шуршащий свой наряд
За кружевную красоту
Листвы осенней сень
За самотканные ковры
Люблю осенний день
(Под прочтение стихотворения, раздаю осенние листочки трех цветов, теперь это творческие группы выполняющие отдельные для них задания)
Дорогие коллеги, я хочу пригласить в нашу осеннюю творческую гостинную желтые листочки. Прошу вас располагайтесь в шеренгу перед зрителями.
- Вот такой красивый коврик с осенними листочками подарила мне Осень.
Дидактическое пособие «Ритмический коврик»
Она мне шепнула, что крупные листочки на коврике это длинные звуки, а маленькие листочки, это короткие. Давайте вместе с вами прохлопаем в ладоши этот ритмический рисунок. (Выполняем хлопки) А какие еще звучащие жесты можно использовать, чтоб передать этот ритмический рисунок? (Ответы участниц) (Хлопать в ладоши, выполнять щелчки пальцами, притопывать, скользящие движения ладонями «Тарелочки», шлепки по коленям, похлопывание по грудной клетке) давайте каждая из нас придумает свою комбинацию звучащих жестов, а затем по очереди в сопровождении музыки исполним каждый свою ритмическую фантазию.
Грибочек на последней секции коврика будет напоминать нам о том, что пора уступить следующему исполнителю. (Даю прослушать музыку, сопровождаю пояснениями, затем начинаю первая)
Такая игра обогатит развивающую среду для развития творчества, способствует интеграции образовательных областей (можно менять изображения в соответствии с сезоном) и решают музыкально – развивающие задачи, музыкально слуховые представления, чувство ритма, координации движений,чувство метрической пульсации)
Теперь я хочу пригласить поиграть желтые листочки,
Осень пора сбора урожая, (Раздаю группам участниц карточки с изображением больших и маленьких огурцов)
Карточки огурчики, это длинные и короткие звуки, пусть каждая команда (участница) выложит из них ритмический рисунок своей будущей песенки.
Показываю картинку с персонажами «Семейка огурцов»
Это мама огурец
Это огурец отец
С ними рядом молодцы
Дед и баба огурцы
А вот это славный внучик
Шустрый маленький огурчик
Как поет мама? (Ля – ля, папа на слог (Бу бу, дедушка (На на на)
Бабушка (та –та та) огурчик (ти ти ти)
Кто под листиком живет
Свою песенку споет
Каждый персонаж исполняет свою выложенную ритмом песню.
Данная методика охватывает 3 – 4 занятия, которые по мере освоения можно усложнять, например, выполнить импровизацию в жанре вальса, польки, марша, или предложить исполнить песенку на заранее предложенный текст
«Я отец огурец, вот такой я молодец», или «Я похож на папу с мамой, ялюбимый самый самый» А затем и проявить свое творчество на развлечении.
Теперь я хочу пригласить оранжевые листочки.
Конечно же наиболее любим нашими маленькими фантазерами прием озвучивания сказок – «Шумелок», где дети реализуют свои представления,образы в шумах,звуках, ритмах и это всегда сопровождается положительными эмоциями. Я предлагаю сейчас нам вместе, при помощи этих инструментов, и звучащих предметов рассказать такую сказку.
Возьмите инструменты, начнем.
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке
/тихо, ладошками по барабану/
Где листочком зашуршит
/маракас)
Где дождинкой зазвенит
/Колокольчик/
Раздается громкий стук
Это дятел тук да тук
(кубики)
Дятел делает дупло,
Белке будет там тепло
(палочки)
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел
(маракасы)
Громче зазывает
Тучки собирает
(бубенцы)
Дождик динь, дождик дон
Капель звонкий перезвон
(треугольники)
Все звенит, стучит, поет,
Осень яркая идет!
(Все)
Внимание на экран. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, дает возможность широко использовать воспитательное воздействи, использовать технологии в рамках инновационной деятельности ДОО. Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Многие ребята проявляют творческую самостоятельность в импровизациях собственного сочинения, имеют достаточный багаж выразительных движений и активно проявляют себя в ритмопластике, в этюдах, в создании оригинальных образов. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.
Творческий потенциал музыкального руководителя даёт прекрасные возможности для развития способнотей детей и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть конечный результат. Если ребенок чувствует со стороны взрослого восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.
Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!
Большое спасибо за внимание, до новых встреч!
.