Наталья Шихова
Мастер-класс «Как использовать методы и приемы технологии Кроссенс для развития креативного мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - повышение профессионального мастерства педагогов ДОО в процессе освоения авторской системы по использованию методов и приемов технологии Кроссенс в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Последовательность работы – алгоритм изучения авторской системы педагога-мастера.
Публикация «Мастер-класс „Как использовать методы и приемы технологии Кроссенс для развития креативного мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах
Критерии оценки – обретение нового уровня профессионально-педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение использовать методы и приемы технологии, презентуемой педагогом-мастером.
Ожидаемый результат: Овладение методами и приемами технологии Кроссенс, способствующей развитию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 1 Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, Вашему вниманию представлен мастер – класс «Как использовать методы и приемы технологии Кроссенс для развития креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
На примере созданной мною системы работы, я расскажу, как использовать методы и приемы данной технологии.
Толчком к внедрению технологии в работу с детьми послужила детская инициатива. В ходе реализации проекта, дети, при поддержке родителей, постоянно приносили имеющуюся у них дома познавательную и детскую справочную литературу, в которой мы вместе находили интересную информацию на разные темы в детском саду.
СЛАЙД 2 В одной из семей очевидно, уже нечего было предложить ребенку, и папа вручил ему старый журнал «Наука и жизнь». Журнал этот, как вы знаете, для взрослых, содержит научные статьи, и для дошкольников, в общем – то непонятный. Лишь иллюстрации привлекли внимание детей. Рассматривая с ними иллюстрации, я обратила внимание на неизвестное мне ранее слово «кроссенс» означающий «пересечение смыслов» и метод, разработанный нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
СЛАЙД 3 Кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов. Идея технологии как все простое, гениальна и, как все гениальное, очень проста - объединить понятия, слова и образы воедино.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов, похожее на поле «Крестиков - ноликов». Он похож на кроссворд, но в отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Суть метода – разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
СЛАЙД 4 Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и места себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны.
СЛАЙД 5 Если сравнивать - то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению, мысли. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.
Уважаемые коллеги, я попрошу Вас ответить на мои вопросы.
- Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
_- Какого цвета падающий снег? (Белого)
-Что пьёт корова? (Молоко) (Воду)
-Конечно, корова пьёт воду, но некоторым не задумываясь, хотелось сказать «молоко». Почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
• Образы тесно связаны с ассоциациями, рождающимися в мыслях в ответ на эмоциональный раздражитель.
СЛАЙД 6 Кроссенс - хороший способ не только найти связи между образами, объектами и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений.
Данный метод понравился мне, а интерес детей к смыслу картинок побудил к дальнейшему его изучению. В ходе поиска дополнительной информации о методах и приемах технологии, я столкнулась с практически полным отсутствием каких – либо источников. Таким образом, методом проб и ошибок, мне пришлось самой разработать алгоритм использования методов и приемов технологии, взяв лишь несколько идей из интернет-ресурсов.
Использование методов и приемов технологии «Кроссенс» со своими детьми начала применять с адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы :
СЛАЙД 7 Один из основных приёмов работы с информацией - ассоциативный куст. Предлагала детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирали на картинках вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Использование разных видов ассоциаций позволило разнообразить работу с детьми.
СЛАЙД 8 Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Вопросы стимулировали креативное мышление детей, умение выполнять анализ проиведения, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственную позицию по отношению к информации.
СЛАЙД 9 Логические цепочки - следующий прием, который способствует усвоению логики составления рассказа. Это путь от вопроса к решению, выраженный в кодированном виде посредством соединенных между собой звеньев.
СЛАЙД 10 Неполный кроссенс
Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой.
СЛАЙД 11 Я обращалась к детям так: Все в мире взаимосвязано. Знаете, например, как связаны между собой Баба Яга и курица?
А вы уважаемые коллеги как думаете?
Все очень просто: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи ножки есть и у курицы.
ШЕЛЧЕК Коротко ассоциативную цепочку можно выразить так: БАБА ЯГА – ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ – КУРИЦА
СЛАЙД 12 Следующий кроссенс я предлагала разгадать детям самостоятельно:
(ИНДЕЕЦ – ЧИППОЛИНО)
А вы уважаемые коллеги попробуете разгадать?
Индеец имеет оружие – лук; чиполлино, по своей сути, овощ – лук.
ШЕЛЧЕК Ответ: Итак, мы имеем логическую ассоциативную цепочку:
ИНДЕЕЦ – ЛУК – ЧИПОЛЛИНО.
Для привлечения внимания и интереса детей использовала картинку веселых и любознательных «Почемучек». Когда они появлялись, дети уже знали, что будем решать кроссенсы.
И непосредственно сам кроссенс
СЛАЙД 13 Классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Я думала, детям трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. Но, на основном этапе применения технологии, мы попробовали с детьми составить классический кроссенс, проговаривая возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
Способы чтения кроссенса в нашей группе дети сами назвали: «Солнышко»,
«Улитка», «Крест».
СЛАЙД 14 Алгоритм создания кроссенса для детей находится постоянно перед глазами, крупный вариант на доске или мелкий на планшете. При оценке правильности создания кроссенсов учитываются параметры, которые представлены на слайде. Поняв смысл и суть, дети стали сами составлять кроссенсы в самостоятельной деятельности, подбирая необходимые по теме
и смыслу картинки.
Работа с кроссенсом (напольным) объяснение способа
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать разгадать напольный кроссенс. Вам нужно угадать, что спрятали в середине квадрата Почемучки. Решать кроссенс будем по сложной схеме «Крест».
-Что изображено на первой картинке? (Космос)
- Какая связь между первой и второй картинкой? (космос –планеты)
-Что общего в следующих картинках? (В системе планет, есть планета Земля)
-Рассуждаем дальше. (У планеты Земля есть спутник - Луна)
Дальше… (Луна и луноход.) Ускоряемся (Лунаход и ракета это космические карабли)
-Ракета и космонавт?
- Космонавт и Ю. А. Гагарин….
- А если читать кроссенс по кресту, тема кроссенса (12 апреля- день Космонавтики)
- В этом кроссенсе все картинки по данной теме. Спасибо за ваши ответы, все – молодцы.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этой технологии, развивать у детей умение мыслить, порой нестандартно (занять свои места)
Коллеги, как Вы думаете, на каких этапах можно применять Кроссенс в образовательной деятельности?
СЛАЙД 15 Подобранные в определённой логике образы использую на любом этапе работы с детьми. Образовательную деятельность можно полностью построить в форме кроссенса, т. е. девять элементов кроссенса могут представлять собой его структуру.
СЛАЙД 16 Личный интерес к данной технологии позволил мне создать авторскую дидактическую настольно-печатную игру «Умные передвижки» СЛАЙД 17 для детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 18 Разработана система руководства дидактической игрой, которая состоит из трёх этапов.
СЛАЙД 19 Разработаны два варианта игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики.
В первом варианте: детям показывается готовый кроссенс и объясняется последовательность его разгадывания.
Во втором варианте игры: Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов, активизируя их на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.
Перед началом игры рекомендую детям выпить несколько глотков воды, выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, это активизирует мозговую деятельность участников.
Коллеги, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю организовать настольно - печатную игру «Умные передвижки» направленную на развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста разными способами. Согласны?
Для активизации мозговой деятельности предлагаю Вам выпить несколько глотков воды.
Я предлагаю поработать вам в группах по 2 человека, над разгадкой кроссенсов из игры «Умные передвижки».
Первая группа решает готовый кроссенс с помощью схемы «Солнышко» и объясняет последовательность его разгадывания.
Вторая группа решает открытый кроссенс с помощью схемы «Улитка», выстраивая картинка в ассоциативном ряду по сюжету сказки.
-Коллеги, Вы готовы озвучить своё решение кроссенса?
Коллеги, как Вы считаете, какие плюсы и минусы можно выделить у данной технологии?
СЛАЙД 20 Для меня эта технология является «палочкой - выручалочкой» : во-первых, групповая работа в форме игры способствует созданию положительного фона, атмосферы здорового соперничества. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, обмениваются идеями, взглядами, представлениями. Применение методов и приемов кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха. Дети могут начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ребенок вносит вклад в общее дело.
Во-вторых, креативность является неотъемлемой частью всего процесса развития детей.
СЛАЙД 21 В заключение мастер – класса, мне бы хотелось отметить, что объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины.
Вот прошел мой мастер-класс, попрошу коллеги Вас,
Чтоб урок пошел Вам в прок, подвести простой итог!
Если кроссенсы нужны, если с ними Вы дружны,
красные шары возьмите, нет - зеленый покажите.
Что ж итог мы подвели, выводы для всех просты:
Кроссенс – это ценный клад с ним работать каждый рад!
Если подняли зеленый шар:
(Кроссенсы всем интересны, но в работе у вас пока им нет места).