Анастасия Сибилева
Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.
I этап
ВВОДНЫЙ
Приветствие: Игра «Ладушки»
Цель: Установление контакта с партнёрами, сплочение группы, положительный, эмоциональный настрой в начале совместной работы.
Ведущий: А сейчас я, Фея, превращу вас в детей, и вы будете просто Наташами, Леночками.
II этап
ОСНОВНОЙ
Публикация «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.
1. Создание мотивации.
Воспитатель: Дети, вы слышали о корабле,
самом прекрасном на всей Земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-так».
Ребята, внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас
Сказать без запинки «сангл-бангл-тингл-так».
Кто может сказать «сангл-бангл-тингл-так»,
Тот может прямо в Африку плыть,
Может даже трубку курить
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Сангл-бангл-тингл-так».
(По Д. Радович)
… На этом замечательном корабле, который называется …
Дети: «Сангл-бангл-тингл-так».
Воспитатель: … к нам в гости приехала девочка Масмело.
Масмело (кукла) : Маздраввствуйте! Мая Масмело! Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.
Воспитатель: С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, что она говорит?
Дети: Она просит рассказать об Африке.
Воспитатель: Как вы догадались, о чём говорит Масмело?
Дети: Она добавляет к каждому слову слог «МА-».
2. Развивающая игра «Придумай имя»
Цель: Закрепление умения делить слова на слоги и составлять из слогов новые слова.
Масмело: Мавы маочень мадогадливые. Попробую я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем).
ДО – значит, добрая, ЛА – значит, ласковая. МА - ДО – ЛА.
Догадайтесь, почему меня зовут МА – СМЕ – ЛО.
Дети: Смелая. Ловкая.
Масмело: Каждый может придумать себе африканское имя. попробуйте. Можно первую часть оставить от своего имени.
Воспитатель выставляет части, дети узнают, от каких они слов:
- «сме» - - (лый); «хра»-- (брый); «уме»-- (лый); «ло» -- (вкий); «бы»--(стрый); «сча»--(стливый); «ла»--(сковый); «ра»--(достный); «спо»--(койный); «чу»--(десный); «бо»--(гатый); «си»--(льный); «не»--(жный); «лю»--(бимый); «бы»--(стрый); «ве»--(жливый).
Лиля: Я – Лирадо (Лиля – радостная, добрая).
Саша: Я – Сасчабо (Саша – счастливый, богатый).
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в Африку, поговорим об африканских животных и выведем новую породу фантастического животного.
3. Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?»
Цель: Закрепление согласования существительных с прилагательными в женском, мужском и среднем роде.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг - то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой… ни воды, ни кустика зелени. Это – Африка!
Масмело: Представили! Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Поиграем в игру: «Какой? Какое? Какая?» Хотите, я покажу вам фокус? А вы мне в этом поможете. (Достаёт 3 банки с чистой водой). Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканское небо… Ребята, скажите – какое?
Дети: Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое… (ср. р.)
Масмело: Голубою! Раз! Два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой при помощи голубой краски). Ты, водица белая, Ты, вода студёная, стань, как африканский песок…
Дети: …мелкий, жёлтый, нежный, горячий… (м. р.)
Масмело: Жёлтою! (Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в жёлтый цвет) Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканская трава, зелень
Дети: … большая, непроходимая, зелёная, дремучая (ж. р.)
Масмело: Зелёною! (Манипуляции повторяются, и вода окрашивается в зелёный цвет)
4. Дидактическая игра «Какой это человек?»
Цель: Понимание переносного смысла выражений, имеющих отношение к характеристикам некоторых человеческих качеств.
Воспитатель: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ест, ведёт себя с другими… Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение). Итак, начали.
… Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?
Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.
Воспитатель: Крокодиловы слёзы.
Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.
Воспитатель: Слоновый топот или топает, как слон.
Дети: Это человек с тяжёлой походкой.
Воспитатель: Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?
Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.
Воспитатель: Обезьяньи ужимки.
Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.
Воспитатель: Черепаший шаг.
Дети: У человека, который очень медленно ходит.
Масмело: Очень интересно! а кого из животных жарких стран вы видели и где?
Дети рассказывают том, кого они видели в зоопарке.
Масмело: А я не люблю зоопарк. Все любят свободу, и звери тоже. Дома я играю в мяч с малышами-зверятами. Хотите поиграть со мной?
Дети: Да.
5. Физминутка. Дидактическая игра «Кто у кого?»
Цель: Изменение существительного единственного и множественного числа по образцу.
Масмело бросает мяч всем детям по очереди. Она начинает предложение, а ребёнок, который поймал мяч, заканчивает его.
Масмело: У львицы…
Ребё нок:. львёнок, львята.
Масмело: У тигрицы…
Ребё нок: …тигрёнок, тигрята.
Масмело: У слонихи…
Ребё нок: …слонёнок, слонята.
Масмело: У жирафа…
Ребё нок: …жирафёнок, жирафята.
Масмело: У крокодила…
Ребё нок: …крокодильчик, крокодильчики.
Масмело: У черепахи…
Ребё нок: …черепашонок, черепашата.
Масмело: У верблюдицы…
Ребё нок: …верблюжонок, верблюжата.
Масмело: У кенгуру…
Ребё нок: …кенгурёнок, кенгурята.
Масмело: У зебры…
Ребё нок: …зебрёнок, зебрята.
Масмело: Молодцы! Я очень рада была с вами поиграть, но мне пора возвращаться к себе домой, в Африку гулять.
6. «9-экранка»
Цель: Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о жизни, внешнем виде, особенностях поведения слона в зависимости от среды обитания.
1) Открывается экран система настоящего времени (Картина-слон)
Воспитатель: Угадайте, в каких словах спрятались 3 слона?
«С-лон--". Этот слон белоголовый, на столе живёт в столовой. (солонка).
«С---ло-н--". Этот бдительный всегда, он разводит поезда. (стрелочник)
«---с-лон»». Этот огненного цвета, в час заката и рассвета. (небосклон)
2) Экран – подсистема настоящего времени. (Частица тела слона)
Рассказать о ногах, о пасти с клыками, о зрении, слухе, нюхе).
3) Экран-надсистема настоящего времени.
Воспитатель: Кого видите? Где? ( Картины:слоны в зоопарке, стадо слонов, слоны перевозят грузы).
Рассказ о жизни слонов.
4) Экран – система прошедшего времени.
Воспитатель: Кем был слон? (Слонёнком) Сравните его со слоном.
5) Экран – подсистема прошедшего времени.
С. Маршак «Слон»
Африканец молодой обливается водой,
Вымыл голову и ухо – и в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона речка целая нужна.
Уберите-ка лоханку, принесите-ка Фонтанку!
Воспитатель: Почему слонёнку нужна целая речка?
Многофункциональность хобота.
6) Экран – надсистема прошедшего времени.
Слонёнок в стаде.
7) Экран – система будущего времени.
Старый слон.
8) Экран – подсистема будущего времени.
Части тела старого слона.
9) Экран – надсистема будущего времени.
Слон в стаде.
7. Игра «Чудесные вещи»
Цель: Придумать фантастическое слово, используя «Морфологический анализ».
Развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их. (В игре «Хорошо-плохо»).
Масмело: Дорогие ребята! Я с вами очень подружился и хотел бы почаще встречаться. Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я – по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли мне вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания!
Воспитатель: Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может быть, нам это поможет? Например, «зебра» и «крокодил». Объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного. Получится «зеброкодил». Ваши варианты?
1-й ребё нок: Тигр и верблюд = тигроверб.
2-й ребё нок: Лев и обезьяна = левобезьян.
3-й ребё нок: Слон и крокодил = слокрок.
4-й ребё нок: Зебра + верблюд + черепаха = зеброверепаха.
Воспитатель: Какой зверь кажется вам самым интересным?
Дети: Зеброверепаха. Остальные будут его Друзья.
Воспитатель: Этот зверь фантастический, в жизни такого не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку-невидимку. (Дети по очереди вытаскивают картинки).
Воспитатель: Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)
Ребёнок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком) : Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.
Воспитатель: Чем это хорошо?
Ребё нок: Когда звероверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высокого дерева любой фрукт.
Воспитатель: Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребёнок выбирает карточку «ложка»)
Ребё нок: Она деревянная.
Воспитатель: Чем это хорошо?
Ребё нок: Её никто не съест, она невкусная. Она не тонет в воде. Она красивая.
Воспитатель: Какие звуки она издаёт? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки»)
Ребёнок (выбрал гудок) : Умеет гудеть.
Воспитатель: Почему это хорошо?
Ребё нок: У неё хороший слух. Может веселить других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Обманывать врагов. Они будут думать, что паровоз едет.
Воспитатель: Чем она пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах»).
Ребёнок (выбрал карточку с яблоком) Фруктами.
Воспитатель: Чем это хорошо?
Ребё нок: Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.
Воспитатель: А чем плохо?
1-й ребё нок: Плохо, что звероверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Её может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.
2-й ребё нок: Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Её может раздолбить дятел или кто-нибудь другой.
3-й ребё нок: Плохо, что гудит, как дудка, - мешает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же мелодию.
4-й ребё нок: Пахнет всё время фруктами – её друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селёдку, а она фруктами пахнет, это неприятно).
Воспитатель: Чем ей можно помочь?
1-й ребё нок: Надо научить её прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы её никто не смог съесть.
2-й ребё нок: Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.
8. Задание «Нарисуем зеброверепаху и расскажем о ней»
Цель: Развитие творческого воображения и связной речи детей
Воспитатель: Самые интересные рисунки мы пошлём в Африку вместе с описанием нашего зверя, его привычек, его друзей и врагов.
Воспитатель и «дети» рисуют и рассказывают о придуманном звере (Показ рисунков, нарисованных детьми подготовительной группы).
III этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: Подвести итог проделанной работе.