Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Хороводные игры для детей дошкольного возраста»

Виктория Нагорная
Мастер-класс для педагогов «Хороводные игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Хороводные игры для детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги. Хороводные игры почти забыты. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей.

Хороводная игра сближает детей. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, стихи, пантомиму.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Хороводные игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Ведь они:

Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Развивать координацию слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи;

Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега, выразительности движений.

Развивают воображение, фантазию.

располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.

В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур. Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель, который может образовать различные фигуры. А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса. Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводе особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают хоровод и помогают передать его содержание.

Руки в хороводе можно держать по- разному:

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу (плетень)

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

6) взявшись за руки у пояса.

А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки. Поворачиваемся в одну сторону, сначала пойдём по кругу, а затем я приглашаю вас следовать за мной. Итак, хороводы мы немного поводили, а теперь я предлагаю познакомиться и разучить несколько хороводных игр.

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой…

1. Хороводная игра «Заря».

Ход игры : выбирается водящий – заря-заряница, игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой, дети идут по кругу со словами:

Заря - заряница, Солнцева сестрица,

По небу ходила, лучи обронила,

Лучи золотые, Ленты голубые,

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

2. Хороводная игра «Карусели».

Ход игры : мы будем использовать подушечку-солнышко. Воспитатель держит солнышко в руках. Все берут по одной ленточке. Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, все вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (темп речи и движений постепенно ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! (карусель меняет направление движения)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза,

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

3. Хороводная игра «Платочек»

Ход игры : перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Будем выбирать с помощью народной считалочки:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки:

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдешь, затопишь печь!

Он получает платочек. Остальные встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много участников, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.

В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо –это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга. Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков.

Приложение 1.

Рекомендации по освоению хороводных игр с детьми дошкольного возраста

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить : разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса. В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону

Первая младшая группа (2-3 года)

Задачи:

- Учить детей вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, не сбиваясь в центр или в сторону.

- Развивать умения согласовывать движения с музыкой в хороводной игре.

Для адаптации детей к новой деятельности на первых этапах желательно участие в хороводе нескольких взрослых, стоящих напротив друг друга. Дети 2-3 лет в течение года разучивают один хоровод. Для детей этого возраста подходит хороводная игра «Раздувайся, пузырь».

Вторая младшая группа (3-4 года)

Задачи:

- Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

- Закреплять правила хоровода – вставать в круг, браться за руки, сохранять круг неразрывным и ровным, ходить по кругу друг за другом.

- Приучать детей самостоятельно изменять движения со сменой текста, характера музыки.

- Обучать основным, элементарным танцевальным и образным движениям (без отработки качества выполнения) в хороводах.

- Вовлекать детей в подпевание в хороводе.

Для детей младшего дошкольного возраста более доступны игровые хороводы, в которых исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев (животных, птиц, жизнь и быт народа).

Дети в течение года разучивают два хоровода. Для разучивания хоровода предлагать его детям не менее одного раза в день, пока он не будет освоен. Данная работа может занять 1-2 месяца в зависимости от желания детей. Хороводную игру можно проводить в любое удобное время (на прогулке, на физкультурных занятиях). Главное, чтобы детям нравилось водить хоровод и делали они это с желанием.

Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

- Учить детей свободно ходить хороводным шагом под музыку, синхронно повторять движение и пение.

- Учить детей в хороводе петь всем вместе.

- Учить детей менять направление в круге, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Дети в течение года разучивают четыре-пять хороводов. Слова хороводной песни лучше разучивать в первой половине дня (на музыкальном занятии, а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Задачи:

- Продолжать учить детей двигаться легко и пластично, синхронно повторять движение и пение.

- Учить детей двигаться в соответствии с характером хороводной песни, формой хоровода : идти в круге «по солнцу», «против солнца», двигаться в двух кругах в разные стороны, цепочкой словно нитка вокруг столба и в обратном направлении, выполнять хороводные фигуры («плетень», «улитку», «заплетающийся плетень» (капустка, «нитка с иголкой»).

- Формировать социальные навыки согласования, объединения, взаимодействия друг с другом и умение действовать по правилам.

Дети в течение года разучивают до 10 хороводов. Самым трудным для детей старшего дошкольного возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста» Любимая игра многих детей - "Домино". Незатейливое с виду, будь то ягодки или животные, знакомые герои из мультиков, цифры или точки,.

Хороводные игры для детей летом Хороводные игры для детей летом Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями,.

Хороводные игры с ткаными половичками для детей старшего дошкольного возрастаХороводные игры с ткаными половичками для детей старшего дошкольного возраста А знаете ли вы, что ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, и девочки учились ткать с детства. Домотканый половик, сделанный.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж)Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для педагогов «Использование игр на липучках для развития детей дошкольного возраста» Цель: -повышение профессионального мастерства педагогов через обмен опытом, путем показа последовательности действий, методов, приемов и.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Хороводные игры для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 14:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Хороводные игры для детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нагорная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД