МААМ-картинки

Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ

Инна Каримова
Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс

на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ».

Слайд №1

Тема моего мастер-класса: «Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ».

«Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку»

А как вы думаете, является ли сказка благодатным материалом для развития у ребенка этических чувств по отношению к окружающему миру?

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ» размещена в разделах

Ответ на этот вопрос дают исследования ученых. Они доказали, что использование такого приема, как погружение воспитанников в сказку с помощью методов ТРИЗ, способствует развитию у дошкольников с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – развитию воображения, поисковой активности, стремления к новизне; расширению кругозора, что так необходимо при развитии этических чувств по отношению к окружающему миру.

И как вы поняли, это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

На организационном этапе работы, я проанализировала раздел программы «Чтение художественной литературы», Слайд №2 и для удобства работы составила перспективное планирование на год. Вся работа со сказкой ведется, как в непрерывной образовательной деятельности, так и вне её, с периодичностью 1 раз в неделю.

К каждой сказке подобраны игровые приемы ТРИЗ, о которых и продолжим наш разговор.

Я думаю, что сейчас не сделаю открытия, если скажу, что в своей работе со сказкой, я использую метод «Системного оператора», он вам всем известен. Его можно использовать к любой сказке.

Например, при погружении детей в сказку «Лягушка-путешественница», мы с ребятами, рассматриваем из чего состоит лягушка, то есть ее подсистему: туловище, голова, лапки. Так же, детям предлагается подумать и назвать, что может быть вокруг лягушки, т. е. в её надсистеме: земля, воздух, ветер, тучи, трава, деревья, люди, животные, насекомые и другое. На этом, работа с системным оператором не завершается, и предлагаю детям порассуждать, о том, как можно использовать каждый из элементов надсистемы лягушки для продолжения её путешествия без уток. И вот, какие ответы детей мной были зафиксированы в процессе работы.

Слайд №3 (аудио)

• Не нырять глубоко в пруд, а плавать над водой, чтобы познакомиться с водомерками.

• Залезть на дерево, выбрать большой листок и плавно спуститься на землю, как птица.

• Попросить человека, чтобы он взял ее с собой в самолет, чтобы она могла с собой рассмотреть небо.

• Не прыгать, а ходить на задних лапках, потому что так будет выше можно увидеть намного дальше чего-то интересного.

Казалось бы, на первый взгляд, дети делают фантастические предположения, и мы начинаем с ними разбирать каждую предложенную ими ситуацию с помощью игры «Так бывает или нет?».

И вам предлагаю в нее поиграть. Я называю вам ситуацию, а вы попробуйте согласиться с ней или опровергнуть, приведя доказательства.

Ситуация 1. «Не нырять глубоко в пруд, а плавать над водой, чтобы познакомиться с водомерками». (Ответы)

А вот каким был ответ детей, кто-то из них сказал : «Да, такое может быть, потому что лягушка может дышать как в воде, так и над водой», но был и другой вариант, когда дети предположили, что лягушка плавает на каком-либо предмете, например, коре дерева или на рыбе.

Ситуация 2. Залезть на дерево, выбрать большой листок и плавно спуститься на землю, как птица (Ответ)

- Да, такое может быть, если дерево упало на землю.

Ситуация 3. Не прыгать, а ходить на задних лапках, потому что так будет выше можно увидеть намного дальше чего – то интересного. (Ответы)

Основная масса детей решили, что такого не может быть, но были и такие предположения детей, что лягушка ходит на задних лапках, если она дрессированная и выступает в цирке. А кто-то сказал, что она стоит и ходит на задних лапках по террариуму, опираясь на стекло.

Ситуация 4. Попросить человека, чтобы он взял ее с собой в самолет, чтобы она могла с собой рассмотреть небо. (Ответы)

Это предположение вызвало бурные обсуждения, одни из детей говорили, что такое может быть, если это какой-нибудь ученый взял ее с собой в самолет, другие утверждали, что нельзя трогать лягушек, потому что они заразные. И в процессе спорных рассуждений мы узнали новые факты о лягушках. Что влажная и скользкая кожа лягушки обладает высокими обеззараживающими и антибактерицидными свойствами. За эту их особенность довольно часто наши предки сажали их в молоко, чтобы оно не скисало.

Для того, чтобы продолжить дальше наш разговор, нам понадобится волшебная коробка. Прошу каждого из вас выбрать из нее по одному объекту. И сейчас, я предлагаю вам вспомнить знакомую всем с детства сказку «Колобок». У вас в руках объект. Представьте, если этот объект, или один из его признаков будет введен в сказку, как она может измениться?

Газета

Очки

Барабан

Мышка

Флажок

Прищепка

Ведро

Разрешите, мне начать? И мой объект барабан. Я хочу дополнить сказку признаком барабана. «Катится, катится колобок по лесу, и вдруг услышал, что раздается громкий звук, похожий на звук барабан. Это шагал навстречу медведь.

Варианты участников

Слайд №4 (видео) А сейчас, я хотела бы, чтобы вы послушали те варианты, которые озвучили дети.

1. Сидит колобок на окне, смотрит, на окне лежат бабушкины очки. Надел колобок очки и пошел в лес. Шел, шел, ничего в этих очках не видит. Заболели у колобка глаза, и он вернулся домой.

2. Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц, своими лапами громко стучит в барабан. Испугался колобок и покатился дальше.

3. Поймал колобок в лесу мышку. А мышка говорит ему: «Отпусти меня, а я тебе что-то добренькое скажу. В лесу живет злая лиса, она хочет нас съесть. И побежал колобок сразу домой.

4. Покатился колобок в лес и взял со собой флажок. Катится, а навстречу ему волк, вытащил колобок флажок и замахал им. Волк увидел и убежал. Покатился колобок дальше.

5. Идет лиса по лесу, видит газета лежит. Дай, думает, я ее почитаю. А там, объявление, что у колобка сегодня день рождения. Вот она и подумала, «Ладно, не буду его сегодня есть, лучше подарю ему подарок».

6. Катится колобок, а навстречу ему медведь. Хорошо, что колобок взял с собой ведро. Вот говорит он медведю: «На тебе ведро, иди мишка, налови рыбки». Обрадовался медведь и сразу побежал на рыбалку, а колобок покатился дальше.

7. Только лиса открыла свой рот, чтоб съесть колобка, а колобок раз, и прищемил ей рот прищепкой. И покатился со всей силы домой.

Меня очень порадовало, что у детей не только развивалось воображение, но они смогли решить проблему, используя ранее полученные научные знания. Например, такие интересные факты о животных, что волк боится развивающейся на ветру ткани; зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапками барабанную дробь; что лиса питается мышью, медведь рыбой.

Для обобщения экологических знаний детей, во время работы со сказкой незаменимой является игра «Умный куб». На гранях куба изображены символы, которые обозначают следующие понятия: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.

Умный куб позволяет детям самостоятельно выбрать вопрос для себя или для других детей, а также и для воспитателя, такая игровая постановка вопроса способствует активному и результативному закреплению пройденного материала. Воспитатель заранее определяет тему игры и продумывает продолжение вопроса. Например, темы могут быть такими: место обитания животных, чем питаются, детеныши, внешний вид животных и др. И соответственно продолжение вопроса должно быть по теме. Например, тема: «Чем питаются животные» и выпала грань «Назови», воспитатель предлагает ответить на вопрос «Назови тех, кто питается растениями, рыбой и т. д.», «Назови пять млекопитающих животных». Если выпала грань «Придумай», можно предложить детям придумать меню для животного или фантастическое название какого-либо блюда. Вопрос «Почему», можно продолжить так, «Почему одни животные умеют жевать пищу, а другие нет?», «Почему журавлю легко было доставать кашу из кувшина, а лисе слизывать с тарелки?». Как вы понимаете, в эту игру невозможно играть с детьми, если сам воспитатель не будет постоянно расширять свои экологические представления. И тогда он сможет быть партнером наравне с детьми, находить вместе с ними нестандартные решения, связанные с нашей экологией, что так актуально в наше время.

В заключение моего мастер-класса, я предлагаю вам поиграть в игру «Кубические сказки». С помощью этой игры мы с вами придумаем новую экологическую сказку. Каждый из вас по очереди вытянет кубик из мешочка. По моему сигналу «Кубик будем мы бросать, нашу сказку начинать» бросайте кубик, выпавшая грань, определит объекты нашей сказки. И позвольте мне, на правах ведущего придумать ее начало. Я воспользуюсь своим кубиком. И посмотрим, какое будет начало нашей сказки.

А закончить нашу сказку нам поможет вот такой кубик с символами: добро, взаимопомощь, труд, дружба, варианты, бережное отношение. И я его выбрасываю и определяю, чем же она у нас закончится. Какие у вас есть варианты?

И завершить свой мастер класса хотелось бы такими словами: «Когда с ТРИЗом сказка сказывается, интересней дело делается». «Сказка ложь, да в ней намек, красным девицам – урок».

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 09:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников через погружение их в сказку методами ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Инна Каримова (УИ 360324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД