Лилия Манышева
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ.»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.
2 слайд:
Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер – класса я ставила перед собой следующие задачи:
Показать виды и способы игры «Да-нет»;
Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.
Слайд 3: (инф-я о ТРИЗ)
Публикация «Мастер-класс „Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ,“» размещена в разделах
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.
Слайд 4:
Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ с сентября 2014 года, предварительно в августе я посетила семинар Т. А. Сидорчук к. п. н. в г. Энгельсе, а уже в октябре я побывала в г. Ульяновск на стажировочной площадке международного уровня в детском саду «Волгарик».
Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Например, мы очень любим составлять загадки и часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», на которой я бы сегодня хотела заострить ваше внимание.
Слайд 5: (суть игры)
Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».
Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Слайд 6: «Почему да-нетка»?
Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет» развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.
Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т. к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».
Слайд 7: (виды игры)
В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:
Слайд 8:
1. Игра «Да – нет» с использование линейного пространства :
В играх «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т. д. Вводятся понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число).
Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с объектами. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида :
игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел, (фото)
игры «Да – Нет» с использованием предметов. (фото)
Слай 9:
2. Игра «Да – нет» на плоскости:
Игры «Да – Нет»на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.
Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.
Слайд 10:
3. Игра «Да – нет» в объемном пространстве :
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.
В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.
Слайд 11: «С чего начать?»
А сейчас, уважаемые педагоги, я хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент того, как мы играем с ребятами в «Да-нетку» и предлагаю Вам тоже попробовать сыграть в эту игру.
Слайд 12: Горизонтальная игра.
Слайд 13: Плоскостная игра.
Слайд 14: Ожидаемый результат.
Слайд 15: Рефлексия.
Слайд 16: «Спасибо за внимание».
Заключение
Кому понравилось и кто будет использовать игру в своей работе – поставьте пожалуйста красную стрекозу на магнитную доску. Кому понравилось, не будет использовать в своей работе поставьте желтую стрекозу, кому не понравилось – поставьте синюю.
Я вижу, что многим понравился мастер-класс Я рада, спасибо за внимание.