Лина Констанкевич
Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ «Золотой ключик»
▼ Скачать +Заказ
Уважаемые педагоги сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. Но перед тем как отправиться в это путешествие мы с Вами должны вспомнить, а если Вы не знаете, что такое ТРИЗ и зачем он нужен, то сейчас все узнаете! ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Зачем он нужен спросите Вы? Я отвечу:
Публикация «Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ „Золотой ключик“» размещена в разделах
Слайд 2: Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию и речь детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Слайд 3 : Задачи:
Учить:системно воспринимать и
анализировать ситуации;
генерировать различные варианты решения задач;
самостоятельно подмечать и стремится разрешать противоречия.
Развивать познавательную активность и интерес.
Прививать радость творческих открытий!
«Воспитывать и обучать
под девизом
«Творчество во всем!»
Слайд 4: Ну что уважаемые педагоги я немного ввела Вас в экскурс ТРИЗ – педагогики, и сейчас нам предстоит путешествие на планету ТРИЗ! А на чем же мы с Вами отправимся на планету ТРИЗ?
Педагоги: на космическом корабле!
А где же этот космический корабль? Его нет! Что нам делать? Как быть?
Педагоги: Нам нужно его создать!
Слайд 5 : А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (предлагаю двум – трём педагогам создать на мольберте космический корабль)
1 2 3 4
А «Нос ракеты»
Б Корпус ракеты
В Форма иллюминаторов
Г Количество крыльев 2 3 4 6
Задание: Построить космический корабль по комбинации А(2, Б(3, В(4, Г(1).
(Педагоги строят космический корабль)
Ну что вот такой у нас получился космический корабль! Теперь отправляемся в полёт, но что – то не хватает корабль, есть пассажиры на месте, чего же не хватает?
Педагоги: капитана!
Правильно, а капитаном буду я! Считаем от 5 до 0. 5, 4.3.2.1 ПУСК! Мы с Вами прилетели на планету ТРИЗ! И первая остановка в городе «Противоречий» и ТРИЗовские жители хотят с нами поиграть в игру:
Слайд 6 : «Много - мало»
Цель этой игры: формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Слайд 7 : Одно ведро воды - для муравья?
Одно ведро воды - для слона?
Слайд 8 : Одно солнце в небе?
Слайд 9 : Один дом - для всех людей?
Слайд 10 : Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба?
Ну что побывали мы с вами в городе «Противоречий», а теперь нам пора отправляться дальше Слайд 11 : в город «Ассоциаций»(системное мышление) посмотрите, а в городе «Ассоциациий» нас встречает Теремок он у нас совсем не обычный в нем могут жить сразу разные объекты и одновременно не похожи друг на друга.
Слайд 12 : "Теремок" (с 4-х лет).
Правила игры:
Педагогам раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
Ход игры.
1 вариант:
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
Молодцы с теремком мы поиграли жители города «Ассоциаций» очень любят играть ещё в такую игру, игра называется «На что похоже»
Слайд 13 : "На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
В: на что похож гриб?
В: На что похож ёж?
В: На что похожа шляпа?
Нам пора отправляться дальше и следующий город ТРИЗ – страны,
Слайд 14: город «Системного мышления». Перед Вами системный оператор нам предстоит рассмотреть стул в настоящем времени, в прошлом и в будущем.
Слайд 15 :
(педагоги совместно с ведущим рассматривают стул на системном операторе)
Ну и последний город в нашем путешествии Слайд 16 : это город «Фантазёры»
В городе фантазёры очень любят фантазировать, творить, сочинять и конечно же изобретать и жители этого города предлагают поиграть в игру «Мы изобретатели!»
Цель: изменить и улучшить транспорт, дом, посуду… (вам нужно взять два объекта и соединить в один объект)
(педагоги берут листы бумаги и маркеры, фломастеры и создают изобретают новый объект)
Молодцы! У Вас отлично получилось! Вы настоящие фантазёры! Но к сожалению наше путешествие подошло к концу уважаемые педагоги, нам пора возвращаться обратно на планету земля.
Педагоги отвечают…
Слайд 18: Капитан космического корабля начинает отсчё т: Считаем все вместе 0, 1,2,3,4,5 ПУСК! Ну что уважаемые педагоги мы с Вами побывали на ТРИЗ – планете лишь в небольших городках таких как город «Противоречий» и «Ассоциации», город Системного мышления и город «Фантазёры» - я познакомила лишь с некоторыми играми ТРИЗ страны, в заключении нашего мастер – класса я предлагаю ответить на несколько вопросов в анкете.
Слайд 18: Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов